Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли разделить земельный участок, находящийся под многоквартирным домом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.
Зачем нужна собственность на землю у дома
«Собственники квартир могут распределить между собой землю под наземную стоянку во дворе, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду», — приводит примеры управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, они могут обезопасить себя от точечной застройки, ведь нередко, если земля остается в муниципальной собственности, власти отдают ее под строительство, что прямо противоречит интересам и комфорту жильцов близлежащих домов, считает она.
Земля и реновация пятиэтажек
Если дом попал в программу реновации, то владельцы при получении равноценной квартиры должны получить и компенсацию за долю в общей собственности на землю и объекты на ней. «Рыночная цена на объект недвижимости формируется не только исходя из стоимости самого жилого помещения, но и всего здания, земли под ним и объектов общего пользования. Поэтому справедливая денежная компенсация, которая предусмотрена законопроектом о реновации, уже будет включать в себя возмещение стоимости земельного участка под домом», — говорит Мария Литинецкая.
При неоформленной земле прав на нее у собственников квартир не возникает. Это создает угрозу для жителей домов, ведь власти могут предложить компенсацию без учета стоимости земли под пятиэтажкой, отмечает Мария Литинецкая.
«Если же земля будет оформлена в долевую собственность жителей многоквартирного дома, попавшего в программу реновации жилья, то здесь есть основания ставить вопрос о выплате соответствующей компенсации в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, если его изъятие будет производиться по этой процедуре. Иных каких-то специальных вариантов закон о реновации, насколько мне известно, на сегодняшний день не предусматривает», — утверждает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
«Поэтому до принятия решения о реновации владельцам квартир в хрущевках следует размежевать участок под своим домом, поставить его на кадастровый учет и оформить в собственность. Этим же я бы рекомендовала заняться владельцам квартир в МКД, которые находятся в непосредственной близости от пятиэтажек. Если их участок также не оформлен (а, скажем, является собственностью города, как и прилегающая земля с хрущевкой), то при будущей застройке власти смогут «отрезать» у них важный кусок земли», — дополняет Мария Литинецкая.
Кто является владельцем земельного участка под многоэтажкой / Правомер
Теперь посмотрим, какие государственные или муниципальные нужды могут быть основаниями для изъятия. Они установлены в статье 49 Земельного кодекса РФ. Изъятие земельных участков допускается только в исключительных случаях и только для государственных и муниципальных нужд.
Их перечень на первый взгляд довольно ограниченный, и Проект на него не покушается. В отношении земель, находящихся в частной собственности, перечень включает только такие очевидные нужды, как выполнение международных обязательств России, размещение объектов обороны, энергетических систем, путей сообщения и т.п.
, и только если нет других вариантов возможного размещения этих объектов. Четыре «только»!
Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.
Практически ими могут пользоваться только владельцы квартиры, за которым этот участок закреплен, так как все равно такая земля является коллективной собственностью.
Собственнику отказали в формировании земельного участка из-за отсутствия проекта межевания
Собственник посчитала отказ департамента незаконным и подала в суд искс требованием обязать ведомство провести работу по формированию земельного участка под МКД.
Суд первой инстанции согласился с тем, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное лицо вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 № 189-ФЗ).
Однако судья признал законным отказ органа региональной власти в формировании земельного участка под МКД в 2 600 кв.м., так как он находится в постоянном (бессрочном) пользовании у санатория, и санаторий согласен на отчуждение только 400 кв.м. участка.
При этом судья сослался на нормы п. 2 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Если по схеме расположения земельный участок полностью или частично совпадает с местоположением участка по ранее утверждённой схеме, срок действия которой не истёк, то этот факт является основанием для отказа в утверждении новой схемы расположения участков.
Срок действия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом на момент рассмотрения дела в суде не истёк. Поэтому сформировать участок под МКД, который пересекается с участком, отданным в пользование санаторию, невозможно.
Также, как указал суд, в силу п. 4 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
Поскольку проект межевания рассматриваемой территории не был разработан, то оснований для удовлетворения иска не имеется. Иск собственника был отклонён.
Как оформить земельный участок под многоквартирным домом
288544
Иные случаи формирования участков
Часть участка считается по законодательству отдельным земельным объектом.
Право на часть участка появляется в следующих случаях:
- при приобретении во владение дома или иной постройки, которые размещены на чужой земле, новый собственник получает права на ту ЧЗУ, где стоит здание;
- при сдаче в аренду части надела;
- если сервитут имеет отношение не ко всему участку;
- когда на часть состояния, в том числе недвижимого, наложено обременение (в Росреестре должны быть такие сведения об участке).
Во всех вышеописанных ситуациях образование части земельного участка нужно зарегистрировать путём внесения информации о ней в Росреестр. Для этого нужно произвести межевание территории, составить с помощью специалистов план границ и поставить часть надела на кадастровый учёт.
Часть участка является отдельным видом земельных объектов, её выделение должно происходить с уведомлением органов госвласти и постановкой на учёт.
Владельцы квартир выступают совладельцами земли, на которой возведён такой дом и постройки рядом с ним.
Относительно земельных участков под многоквартирными строениями, что сформировались до весны 2005 г., или тех, что уже зарегистрированы в Росреестре, то они принадлежат владельцам квартир.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом, если он не занесён в Росреестр недвижимости, требует активных действий со стороны владельцев квартир.
Оформление происходит таким образом:
- проводится общее собрание владельцев квартир;
- принимается решение о необходимости сформировать участок и выбирается уполномоченный представитель собрания перед различными инстанциями;
- составляется заявление об оформлении участка;
- выбранное лицо направляется к регистратору с заявлением, паспортом и документацией, чтобы подтвердить и своё право владения квартирой;
- кадастровый инженер готовит проект межевания;
- проводится постановка на учёт.
Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.
ВС РФ отметил право собственников помещений в МКД на формирование земельного участка под этим домом
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и отклонил жалобу собственника, также ему отказали в кассации. Тогда истец обратилась в Верховный суд РФ, который не согласился с выводами предыдущих судов.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, постановление КС РФ от 28.05.2010 № 12-П).
Границы и размер земельного участка, на котором расположен дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Для этого в ст. 16 № 189-ФЗустановлены специальные порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нём расположен.
Что такое часть земельного участка в 2020 году
Чаще всего кадастровый паспорт содержит только формы В1 и В2. Кадастровый паспорт формы В3 выдается только тогда, когда в кадастровой базе имеются данные о части земельного участка. Причем частью земельного участка может быть как незастроенная часть участка, так и под сооружением, зданием или другим объектом, находящимся на нем.
Характеристики, указанные при формировании земельного участка, в дальнейшем определят его судьбу, налогообложение и разрешенные действия применительно к землепользованию (строительство, прописка). Основные характеристики земельного участка необходимые при образовании земельного участка:
- категория земель;
- разрешенное использование земельного участка;
- площадь;
- адрес;
- координаты земельного участка;
Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.
Что такое публичные слушания и как в них принять участие?
Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний. Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.
Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; 3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) депутаты Московской городской Думы.
Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.
Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается; в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).
Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.
Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы. В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д. Именно после утверждения заключения, публичные слушания считаются завершенными.
Как выразить свое несогласие с предложенным на публичных слушаниях проектом межевания?
В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; 2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.
Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.
Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 16 ФЗ «О введении…» органы власти формируют земельный участок, на котором расположен данный дом при соответствующем заявлении от ТСЖ. Момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилья различен в зависимости от даты формирования земельного участка. Так, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ (и проведен государственный кадастровый учет), право общей долевой собственности на него считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 «О введении …»).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 «О введении…»). При этом земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Рассмотрим ситуацию, когда земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. Земля соответственно находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники недвижимости в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. А также, в силу ст. 305 ГК РФ они имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
ТСЖ часто обращаются к нам как адвокатам в связи с несогласием решения органа власти по формированию земельного участка. Общее правило таково: собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке все действия органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также по разработке документации по планировке территории (ст.ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ). А как быть, если ранее уже состоялось решение о предоставлении земельного участка, например, для строительства или по договору аренды, или состоялось решение о проведении торгов по продаже земельного участка. Если права на земельный участок уже возникли у третьих лиц, собственники помещений в многоквартирном доме могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. Ваша задача доказать в суде нарушение норм земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, норм жилищного законодательства РФ. Обязанность доказывания законности формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, в котором установлены границы земельного участка, является законным основанием для внесения изменений в сведения о таком земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
С принятием ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 21.12.2009г. № 334-ФЗ изменился и порядок регистрации права на земельный участок в ЕГРП. Ранее, прежде чем зарегистрировать права на земельный участок в ЕГРП, необходимо было поставить его на кадастровый учет. Таким образом, заявитель должен был дважды обращаться в регистрирующий орган. С 1 марта 2010 г. достаточно только одного обращения. Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для гос. регистрации, представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, в книге учета документов указывается дата внесения в ГКН (государственный кадастр недвижимости) сведений о соответствующем объекте недвижимости после завершения государственного кадастрового учета недвижимого имущества (п. 5 ст. 16 Закона о регистрации недвижимого имущества). При этом днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для госрегистрации, является день внесения сведений о соответствующем объекте недвижимости в ГКН (п. 8 ст. 16 Закона о регистрации недвижимого имущества). Законом N 334-ФЗ предусмотрена возможность представления документов, необходимых для гос.регистрации прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Особо следует знать, что Федеральным Законом N 334-ФЗ предусмотрены Переходные положения:
- До 1 января 2013 г. обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Данный кадастровый паспорт не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, содержащий его описание, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Уточнение сведений об указанном объекте недвижимости не требует повторной государственной регистрации права на этот объект (п. 10 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).
- После 1 января 2013 г. кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (п. 11 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества). 3. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (п. 12 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).
Оформление в собственность
Все вопросы, связанные с жизнью дома, решаются на общем собрании. Это касается разных форм управления домом, в том числе и ТСЖ. Долевая собственность территории открывает перед жильцами много преимуществ, которыми нужно воспользоваться для того, чтобы сделать жизнь в МКД более комфортной.
- О проведении общего собрания жильцы должны быть уведомлены заблаговременно, как и о вопросах, которые будут на этом собрании рассматриваться.
- Если коллектив жильцов принял решение об оформлении территории возле дома и под ним, составляется заявление о передаче такой площади в общедолевую собственность. Это заявление передается в местный Департамент земельных ресурсов.
- На общем собрании следует выбрать уполномоченного, который будет заниматься выполнением всех процессов процедуры. Этот уполномоченный должен отнести в органы местного самоуправления составленное грамотно заявление о формировании участка.
- Дальше определяются границы территории.
- Местная администрация формирует земельный участок, при необходимости проводится межевание. Все проекты должны пройти утверждение в Администрации субъекта РФ.
- Когда проект межевания составлен и утвержден, местная власть принимает решение о том, чтобы передать территорию под МКД в собственность (общедолевую).
- Следующий шаг – постановка на кадастровый учет и закрепление статуса собственников в Государственной Регистрации.
Переход земельного участка под домом в собственность владельцев помещений в МКД
Важное значение отводится году постройки дома. В ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» утверждены условия и порядок перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД, который находится на нём.
Из этого следует:
- если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и состоит на государственном кадастровом учёте, то он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в доме (ч.2 ст.16 ФЗ №189).
- собственники помещений в МКД, земельный участок под которым не сформирован, могут самостоятельно обратиться в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления с письменным заявлением об их формировании. Заявление будет служить основанием для осуществления органом госвласти формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт (п.3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 №12-П).
Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, взаимосвязанные положения частей 2 и 5 ст.16 и ч.1 и.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ признаны соответствующими Конституции РФ. Они предусматривают переход в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД земельного участка, сформированного под домом и поставленного на кадастровый учёт, без принятия органами госвласти или органами местного самоуправления решения о предоставлении его в собственность и без госрегистрации перехода права собственности на него.
Как мы уже отмечали, существует богатая судебная практика по делам, касающимся права собственности на придомовую территорию МКД, а также оспаривания оплаты за её уборку. Собственники помещений в доме и управляющие компании, а также жильцы дома между собой постоянно судятся из-за земельного участка под МКД.
Подробнее о спорах по вопросам оплаты за уборку придомовой территории читайте в этой статье.
Выше мы приводили Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010. В рассмотренном в нём деле говорится о взаимных исках соседей МКД, которые не могли поделить придомовую территорию. У одной соседки возле дома были расположены небольшие постройки, которые мешали другому жильцу этого дома.
В ходе многочисленных судебных разбирательств иски соседей оспаривались по несколько раз, и выносились различные решения в пользу то одного, то другого собственника помещений в МКД. Одни судьи ссылались на 30-летний порядок пользования земельным участком под МКД. Другие этот порядок отменяли.
В итоге рассудил всех Верховный суд РФ, сославшись на ФЗ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». По закону данный земельный участок под домом считается общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.
Если право собственности на объект недвижимости переходит к нескольким собственникам, то право на земельный участок переходит пропорционально долям собственности в доме (ст.37 Земельного Кодекса). Если право собственности на дом переходит к нескольким собственникам, то и порядок пользования придомовой территорией определяется с учётом доли в праве собственности на общее имущество в МКД.
Верховный суд РФ подчеркнул, что в данном случае собственники помещений в МКД по праву законных владельцев земельного участка под своим домом могут требовать устранения любых нарушений их интересов (ст.305 ГК РФ).
Зачем нужна собственность на землю у дома
Владельцы помещений в МКД от коммерческого использования участка под зданием могут получать неплохой доход.
По нормам Жилищного кодекса собственники совместного имущества МКД имеют возможность:
- разрешить установку павильонов или киосков, и получать за это арендную плату;
- оборудовать на территории платную парковку, если это допускают градостроительные нормы;
- требовать арендную плату с владельцев супермаркетов, парикмахерских и прочих нежилых помещений, которые расположены на первых этажах или имеют пристройки, а также используют подъездные пути;
- оградить территорию;
- установить или убрать объекты благоустройства.
За счет полученных средств жильцы могут проводить ремонт дома и коммуникаций, благоустраивать двор, пополнять счет в фонде капитального ремонта. Вопрос о коммерческом использовании территории и области применения полученных сумм решается на собрании собственников.
Государственная регистрация придомового участка в общую собственность требует определенных усилий, но в итоге жители дома будут распоряжаться им по совместному усмотрению и смогут получать прибыль от его коммерческого использования. Кроме того, они оградят себя от появления на придомовой территории незаконных торговых объектов, гаражей, автостоянок и других построек.
Наряду с преимуществами нужно учитывать и некоторые проблемы, которые может принести оформление земли под многоквартирным домом в собственность.
- Следует настроиться на длительность процедуры, она может растянутся даже до года.
- Потребуется потратить деньги на то, чтобы зарегистрировать участок.
- Тот, кому принадлежит участок, обязан содержать его в чистоте и порядке, следить за благоустройством. Если не выполнять свои обязанности, можно получить штраф от государства.
- Нельзя даже на собственной земле возводить сооружения, которые нарушают нормы градостроительства. Тем более запрещено это делать, если земля не оформлена.
Любой земельный участок, в том числе и под МКД, должен использоваться с учетом его целевого предназначения. При нарушении такого правила можно быть привлеченным к административной ответственности.
Сколько стоит межевание?
При решении вопроса о проведении межевания для многих жильцов важным является цена данных работ. Она определяется организациями, предлагающими соответствующие услуги.
Стоимость будет зависеть от объема работы, удаленности участка, его площади, наличия каких-либо исходных документов и других моментов.
Кроме того, она может различаться в различных регионах, также в организациях в пределах одного региона, города. В любом случае рассчитывать на сумму менее пяти тысяч рублей не стоит. Как правило, она колеблется в пределах от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.
Однако, если учесть, что цена делится между всеми собственниками дома, она не так уж и велика. А преимущества, предоставляемые получением участка под МКД в собственность, очевидны.