Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как меняется КБМ по ОСАГО после ДТП? Расчёт. Можно ли и как восстановить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).
Когда восстановится КБМ после ДТП?
Также довольно часто можно услышать и вопросы по поводу того, сколько времени после ДТП действует повышенный КБМ? В данном случае все зависит от того, какой КБМ был у водителя до ДТП.
Например, если до ДТП у водителя КБМ был минимальным (0,46), то повышенный коэффициент будет применяться в течение 6 лет.
Если же до ДТП КБМ водителя был равен 1.17, то вновь к значению 1.17 коэффициент вернется всего через 2 года. Однако до минимального значения 0,46 водителю придется ждать 12 лет.
Так что все зависит от того, что именно считать за «нормальный КБМ». Если за нормальное значение считать размер КБМ, который был до ДТП, то для его достижения потребуется от 2-х до 6-ти лет безаварийной езды.
Если же за нормальное значение считать минимальное значение 0.5, то для его достижения потребуется от 6-ти до 15-ти лет.
Удачи на дорогах!
Коэффициент «бонус-малус»: как он влияет на цену страховки ОСАГО
Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.
Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.
На то, сколько вы заплатите за свою страховку ОСАГО, кроме КБМ, влияет перечень следующих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»:
- территориальный — учитывается степень «опасности» региона с точки зрения количества происходящих в нем ДТП, так как чем больше плотность автомобильного потока, тем выше степень аварийности;
- возраст-стаж — логично, что более молодой и менее опытный водитель представляет для СК больший риск;
- мощность — чем мощнее автомобиль, тем выше вероятность ДТП по вине его владельца;
- срок действия страховки, сезонность — показатель работает в случаях, когда водитель нерегулярно садится за руль (например, только в дачный сезон ездит за город);
- нарушений — с этим и так все понятно;
- ограничивающий — применяется, если вы обманете страховщика и из-за этого заплатите более низкую страховую премию, спровоцируете ДТП в целях получения страховки и т.д..
КБМ же представляет собой скидку или наценку (бонус и малус), в зависимости от того, насколько долго вы управляете автомобилем без аварий или насколько часто вы попадаете в ДТП — соответственно, его можно снизить. Верхние и нижние пределы коэффициента — 0,5 и 2,45. При хорошем раскладе ваша страховая премия может быть уменьшена вдвое, при худшем — увеличена почти в два с половиной раза!
В том, что стоимость автостраховки может изменяться, никакого секрета нет. На его цену значительное влияние оказывает переменный коэффициент бонус-малус (КБМ), размер которого напрямую зависит от профессионализма водителя. Именно на этот коэффициент страховщики старательно умножают базовый тариф, чтобы определить сумму страховки.
Если в предыдущий страховой период автолюбитель не стал участником дорожно-транспортных происшествий, значение КБМ уменьшается, обеспечивая ему на следующий год соответствующую скидку. Если же избежать аварии не удалось, автомобилист должен быть готов к тому, что возросшее значение коэффициента ударит по его карману.
Чтобы понять, на сколько повышается или понижается показатель бонус-малус, водителю необязательно обращаться к страховщику. Он может узнать эту информацию самостоятельно. Для этого достаточно разобраться в специальной таблице, определяющей зависимость:
- КБМ от присвоенного класса;
- класса от количества допущенных в страховом периоде аварий.
Через какое время можно восстановить коэффициент
Столкнувшись с финансовыми последствиями неосторожной езды, автомобилисты стремятся узнать, как им действовать дальше, чтобы восстановить показатель бонус-малус. Согласно законодательству, значение коэффициента пересматривается страховщиками один раз в год при покупке нового полиса.
Однако автолюбителям следует помнить, что новая страховка не может обнулить результаты, заработанные в предыдущем страховом периоде. Если автолюбитель допустил столкновение, коэффициент уже не будет равен 3-м для новичка, и не останется на прежнем уровне для более опытного водителя. Чтобы восстановить потерянное значение КБМ водителю предстоит несколько лет ездить без аварий или, в случае мелких ДТП, не обращаться к страховщику за компенсационной выплатой.
Рассчитать количество лет, необходимых для того, чтобы вернуть заработанную ранее скидку, автомобилист может самостоятельно. Для расчета нужно лишь учесть, что за год безаварийной езды класс повышается на единицу.
Страховые коэффициенты при ДТП
Законодательными органами страны предусмотрен комплекс коэффициентов при ДТП. Они условно делятся на две группы:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
- штрафующие;
- поощряющие.
К первой группе относятся коэффициенты, созданные для повышения ответственности среди неосторожных водителей, пренебрегающих правилами. Их задача – побудить человека к правильному вождению путем снятия с него дополнительных денежных средств.
Вторая группа включает коэффициенты, предназначенные водителям, которые, наоборот, соблюдают правила дорожного движения. За осторожную езду человек получает дополнительные бонусы.
Обе группы преследуют одну цель – снизить количество ДТП. Предусмотрено три основных повышающих коэффициента ОСАГО, используемых при возникновении аварий:
- Кт – зависит от среднего показателя ДТП в населенном пункте, на территории которого проживает владелец транспортного средства (в большинстве случаев для жителей небольших городов он ниже, а значит и платить за страховой полис ОСАГО придется меньше);
- Кн – определяется на основе соблюдения правил, предусмотренных страховым договором – если водитель их нарушил (в результате чего произошла авария, или было оставлено место происшествия), стоимость полиса увеличивается;
- Квс – зависит от того, сколько лет автовладельцу, и какой он имеет опыт вождения (чем старше водитель, тем ниже для него будет цена за оформление страховки ОСАГО).
- КБМ – зависит от количества ДТП совершенных водителем.
- КН – коэффициент нарушений ПДД.
- КМ – коэффициент мощности двигателя. Измеряется в лошадиных силах.
Также важное значение для оформления страхового полиса ОСАГО играет коэффициент Кбм. Он связан с показателем ДТП на трассах.
Иногда аварийную ситуацию создает не владелец авто, а другой человек, который находился за рулем. КБМ меняется только у конкретного автомобилиста. Следовательно, когда виноват в ДТП указанный в страховом договоре водитель, повышение коэффициента аварийности грозит лишь ему. Но следующий полис подорожает и в этом случае. Потому что для исчисления стоимости важен КБМ каждого внесенного в полис гражданина.
Еще хуже, когда тот, кто управлял транспортом и виноват в ДТП, не фигурирует в полисе. В подобной ситуации страховщик имеет право не выплачивать возмещение, на основании нарушения основных требований законодательства об ОСАГО к страхователю. Владелец ТС, который доверил свою машину водителю, не вписанному в страховку, тоже будет оштрафован органами дорожно-транспортной полиции.
Как изменится стоимость ОСАГО для виновника ДТП
Водитель может самостоятельно определить, на сколько повышается ОСАГО после ДТП, и на сколько он снизится при безаварийной езде. Данная процедура достаточно проста. Для расчёта страховые организации применяют определённые значения повышающего КБМ. Его значение можно узнать из таблицы:
КБМ в прошлом году |
КБМ в 2023 году (с учётом количества полученных страховых выплат) |
||||
0 выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
Страховыми компаниями для подсчета цены на полис обязательного страхования применяется единая формула, в которой базовый тариф умножается поочередно на каждый предусмотренный законом коэффициент.
В связи с этим любой коэффициент может:
- увеличить цену, если его значение составляет более 1;
- уменьшить стоимость при значении коэффициента менее 1;
- оставить цену неизменной, если значение параметра принимается равным 1.
При расчете стоимости автогражданки через онлайн калькулятор, например, представленный на сайте РСА, для определения значения коэффициентов требуется ввод соответствующих параметров:
- тип автотранспортного средства и мощность его двигателя;
- срок страхового договора (обычно составляет 1 год за исключением случаев, предусмотренных законом) и период предполагаемого использования автотранспорта;
- класс водителя;
- регион регистрации машины;
- возраст и стаж лиц, допущенных собственником к эксплуатации страхуемого автомобиля.
На основании веденных данных можно:
- проверить правильность применения коэффициентов;
Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Изначально водителю присваивается третий класс. Он позволяет в 2021 году приобрести полис ОСАГО по стандартной цене. Если удалось проездить в течение года без аварий, происходит повышение уровня класса. Это позволяет рассчитывать на скидку. Процедура выполняется в момент продления страховки. Максимальный уровень скидки доступен лицам, достигшим класс 13 уровня. Чтобы получить его, необходимо продлевать ОСАГО в течение 10 лет и не попадать в аварии.
ВАЖНО
Каждый год без ДТП позволяет рассчитывать на скидку в 5%. Если в течение 10 лет водитель не стал участником происшествия, страховка будет дешевле на 50%. Однако если возникло хотя бы одно ДТП, КБМ сразу же становится меньше. В результате цена возрастет. Класс могут понизить на 2-7 значений. Всё зависит от количества страховых случаев в течение отчетного периода. Чем чаще попадают в аварии, тем меньше уровень доверия со стороны страховщика.
Когда класс езды снижается ниже третьего уровня, применяются штрафы. Это отражается на тарифе. Стоимость страховки может возрасти практически в 2,5 раза. Класс не может быть ниже уровня М. Если гражданин надеется вернуться к стандартному тарифу, он должен минимум в течение 4 лет проездить без дорожно-транспортных происшествий.
Как предотвратить рост цены за страховку
Существует несколько законных способов избежать неминуемого подорожания договора, в обстоятельствах когда за текущий период несколько раз случилось стать виновником ДТП (что делать при ДТП в 2023 году).
При заключении сезонного договора или страховки на период меньший чем принятая норма, коэффициент бонус-малус не учитывается.
Величина оплаты за ОСАГО может не повыситься после ДТП, если из числа водителей, имена которых вносят в следующий договор, устранить виновника аварии.
При оформлении страховки на неограниченное количество водителей КБМ всегда равен 1 и не зависит от количества страховых выплат.
Если полис без ограничений оформляется только по причине высокого коэффициента отдельного водителя, следует учитывать, что стоимость такой страховки в разы больше, чем обычного ОСАГО.
Как меняется КБМ после ДТП для виновника аварии
Коэффициент «бонус-малус» был введён в качестве финансового поощрения за безаварийную езду. Аккуратный шофёр, не совершивший за истекший год ни одной аварии, поощряется повышением класса КБМ, дающим скидку при оформлении ОСАГО. И наоборот – при попадании водителя в ДТП, личный рейтинг КБМ снижается, а цена страховки для него повышается. Но это происходит не всегда. Разберём, как меняется КБМ после ДТП, если виноват в происшествии, и если не виновен.
- Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?
- Как изменяется КБМ после ДТП – снижается, или повышается?
- Смена КБМ, если виноват
- Если не виноват
- Если вина обоюдная
- Виноват не хозяин ТС, а водитель
- Параметры расчёта
- Как долго действует повышающий коэффициент
- Восстановление КБМ после ДТП
- Можно ли избежать увеличения цены после ДТП
- Заключение
Можно ли избежать повышения?
Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте. Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.
Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.
Как меняется КБМ? Таблица
Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.
Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.
- цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
- красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
- синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
- а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
- все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Коэффициент КБМ на период | Коэффициент КБМ | ||||
0 ДТП | 1 ДТП | 2 ДТП | 3 ДТП | Более 3 ДТП | |
2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.
Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.
Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.
- обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
- стимулирует водителей к безаварийной езде.
Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.
КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:
- прицепы;
- транзитные автомобили;
- транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ;
- срок менее года.
Насколько подорожает страховка после ДТП, если был виновником аварии
На значение КБМ влияет количество автомобильных происшествий по моей вине, в которых участвовала моя машина, и в которых я был признан виновным на протяжении действия полиса автогражданки.
Каждое ДТП рассматривается индивидуально. При страховой компании создается комиссия, принимающая решение о применении повышающего показателя КБМ для виновного в столкновении гражданина.
Действия комиссии определяются следующими законами:
- ГК РФ;
- ФЗ РФ № 40 «Об ОСАГО»;
- ФЗ РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
При обнаружении нарушений выше обозначенных актов хозяин автомобиля должен получить доказательства факта правонарушения. После этого можно обращаться в суд. Обжаловать действия страховщиков бессмысленно, если:
- собственник ТС уехал с места автомобильного происшествия;
- в прошлом гражданин не выполнял законных требований по оформлению полиса обязательного страхования автогражданской ответственности;
- страхователь передал страховой недостоверные сведения об автомобильном происшествии;
- гражданин преднамеренно спровоцировал столкновение;
- при совершении аварии водитель был в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.