Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «30 правил арбитражного процесса от Пленума Верховного суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.
Ключевые преобразования
Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.
В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).
Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.
Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.
Высший арбитражный суд упразднен что вместо него
6 августа 2014 года начнет свою работу единый Верховный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.
Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Кроме того уточняются:
— функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
— структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.
Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.
ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.
Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.
В каком году Высший арбитражный суд упразднен, причины
Завершение деятельности этого органа ознаменовалось реформой в органах государственной власти. В 2014 году эта инстанция перестала существовать. Причина таких преобразований – судебная реформа, внесение изменений в АПК РФ. Построение процесса рассмотрения экономических споров было решено организовать по принципу гражданского судопроизводства. Все дела об оспаривании нормативных актов перешли в ведение инстанций общей юрисдикции.
Причина столь радикальной перестройки понятна далеко не всем, так как многие юристы считали действующую систему понятной, прозрачной и эффективной. Суд создал систему «Мой арбитр», из которой можно было посмотреть информацию о процессах, изучить практику. Один из факторов изменений – необходимость обновить кадры, которые отличались несменяемостью. Официальная версия реформы – обеспечение единообразия взглядов судебных органов в отношении граждан и организаций. Мнения экспертов по этому поводу разделились. Одни считают преобразования прогрессивными, другие полагают, что они угрожают правам бизнесменов на полноценную защиту в суде.
Подведомственность дел
ВС РФ и подотчетные ему арбитражные суды на сегодняшний день рассматривают следующие категории разбирательств:
- Споры, которые проистекают из правоотношений гражданского характера в рамках искового производства.
- Споры в экономической сфере из административной области.
- Разбирательства, цель которых – найти факты с юридической важностью.
- Дела по оспариванию решений третейских инстанций, выдача исполнительных листов для исполнения предписаний в принудительном порядке.
- Споры о признании и выполнении решений зарубежных судов, в том числе специальных арбитражных органов.
- Разбирательства, связанные с привлечением к ответственности индивидуальных предпринимателей и организаций.
- Разбирательства, связанные с экономическими субъектами, уклоняющимися от выплаты налогов и других обязательных сумм.
Таким образом, на сегодняшний день ВАС перестал существовать, все его функции перешли к ВС РФ. Остальные инстанции действуют и осуществляют полномочия в прежнем объеме, поэтому предприниматели, физические и юридические лица могут обращаться для защиты своих прав.
Процессуальные процедуры и сроки
Заявления о возмещении судебных расходов, поданные после принятия итогового судебного акта, предлагается рассматривать по правилам упрощенного производства (ч. 2 ст. 112 АПК РФ). По мнению ВС, это позволит суду ускорить их рассмотрение и оптимизирует процедуру проверки итоговых судебных актов, принятых по результатам рассмотрения данных заявлений.
Для дальнейшего развития института профессионального представительства предлагается установить обязанность прилагать к исковому заявлению, апелляционной, кассационной, надзорной жалобам копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего обращение в суд, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, патентного поверенного, арбитражного управляющего, единоличного органа управления организации (ст. 126, 260, 277, 291.3, 308.2 АПК РФ).
Предлагается увеличить сроки отложения судебного разбирательства председателем суда, его заместителем (ч. 5 ст. 158 АПК РФ), перерыва в судебном заседании (ч. 2 ст. 163 АПК РФ), изготовления решения, определения в полном объеме (ч. 2 ст. 176, ч. 2 ст. 184 АПК РФ), рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы (ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 285 АПК РФ), рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (ч. 61 ст. 268 АПК РФ).
Полномочия продления срока рассмотрения дела по указанным в процессуальном законе основаниям будет иметь заместитель председателя арбитражного суда (ч. 2 ст. 152 АПК РФ). Закрепляется возможность продления срока рассмотрения дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов (абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
Как считают в ВС, нововведение не обернется общим увеличением процессуальных сроков в арбитражном процессе, поскольку как минимум половина всех дел будет продолжать рассматриваться арбитражными судами в кратчайшие сроки в порядке приказного и упрощенного производства — в течение 10 дней и 2 месяцев соответственно.
Законопроектом также предлагается оптимизировать порядок выдачи исполнительного листа, указав в ч. 1 ст. 319 АПК РФ, что в случае принятия арбитражным судом обеспечительных мер, наложения штрафа исполнительный лист выдается арбитражным судом, принявшим такие меры.
Какие дела рассматриваются в порядке особого производства?
В соответствии со статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса в порядке особого производства Арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности.
Это дела об установлении следующих фактов:
- факт, что юридическому лицу (организации, учреждению, предприятию и т.п.) или индивидуальному предпринимателю (ИП) принадлежит право владения и пользования недвижимым имуществом, как своим собственным.
- факт, что юридическое лицо или ИП были зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации в указанное время и в указанном месте. (подтверждение факта госрегистрации).
- факт, что какой-либо документ принадлежит юридическому лицу или ИП, в случае если наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя на данном документе не совпадают с наименованием, указанным в учредительных документах юр.лица или в паспорте гражданина.
- иные факты, которые имеют юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской деятельности.
Упразднён Высший арбитражный суд. Что изменилось?
Законом № 186-ФЗ изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.
Глава 23 АПК РФ в прежней редакции была посвящена рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Первоначально эту главу планировалось исключить в связи с изъятием у арбитражных судов обязанности рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов. Но Суд по интеллектуальным правам продолжает разрешать споры в своей сфере, и данная глава сохранилась под названием «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам». В этом суде разрешаются споры в области исключительных прав (в сфере патентных прав, прав на селекционные достижения, топологии, секреты производства и др.).
Стоит отметить, что не так давно были внесены изменения еще и в ГПК РФ (см. ст. 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами»). Они коснулись рассмотрения дел о кадастровой стоимости. Ранее такие дела рассматривались арбитражными судами. С 6 августа 2014 г. к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Как следствие, возникнет проблема наработки системообразующих подходов и разъяснений по данному вопросу. Процедура оспаривания с учетом обжалования судебных актов может затянуться на несколько лет. А учитывая изменения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (введен обязательный порядок оспаривания стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – ст. 24.18), срок может еще увеличиться.
К ней можно отнести так называемую «третейскую реформу». Первый шаг в третейской реформе был не совсем удачный, поскольку появилось множество «карманных судов», квазитретейских судов, а также судов, которые существуют номинально, чтобы «засилить» нужное решение. Проще говоря, появились третейские суды, которые не отвечали общим принципам правосудия (беспристрастности, объективности, обеспечения равноправия, законности и т.п.).
Для исправления подобной ситуации в 2016 году был сделан следующий шаг – деятельность третейских судов стала разрешительной. В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» право на работу третейского суда предоставляется актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.
Не забыв о прецедентном Постановлении Конституционного Суда РФ, пытаясь сгладить острые углы, создатели нововведения избегают близких адвокатской монополии формулировок, используя термин «судебный представитель» для лиц, уполномоченных на ведение дел в судах. При более детальном изучении законопроекта, мы начинаем узнавать уже знакомые тезисы и условия:
- судебным представителем может быть любое лицо, имеющее высшее юридическое образование и осуществляющее свою деятельность на профессиональной основе, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела и аккредитованное при арбитражном суде
- в реестре аккредитованных при арбитражном суде представителей должны быть указаны Ф.И.О., место жительства, дата и место рождения, реквизиты диплома о высшем юридическом образовании, номер и все остальные реквизиты удостоверения адвоката
- когда начинается каждое новое дело, суд должен проверить аккредитацию представителя, а также статус адвоката
и отдельным неразрешимым пунктом, от которого так сложно отказаться группе заинтересованных лиц, стоит старая знакомая формулировка
- судебные представители, аккредитованные при арбитражном суде в качестве таковых и не имеющие статуса адвоката вправе представлять интересы только тех лиц, с которыми состоят в трудовых отношениях.
Подведомственность дел
ВС РФ и подотчетные ему арбитражные суды на сегодняшний день рассматривают следующие категории разбирательств:
Споры, которые проистекают из правоотношений гражданского характера в рамках искового производства.
Споры в экономической сфере из административной области.
Разбирательства, цель которых – найти факты с юридической важностью.
Дела по оспариванию решений третейских инстанций, выдача исполнительных листов для исполнения предписаний в принудительном порядке.
Споры о признании и выполнении решений зарубежных судов, в том числе специальных арбитражных органов.
Разбирательства, связанные с привлечением к ответственности индивидуальных предпринимателей и организаций.
Разбирательства, связанные с экономическими субъектами, уклоняющимися от выплаты налогов и других обязательных сумм.
Таким образом, на сегодняшний день ВАС перестал существовать, все его функции перешли к ВС РФ. Остальные инстанции действуют и осуществляют полномочия в прежнем объеме, поэтому предприниматели, физические и юридические лица могут обращаться для защиты своих прав.
Нарушение срока судопроизводства
Арбитражный процессуальный кодекс РФ также дополняется положениями, касающимися процедуры рассмотрения ВС РФ вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Нарушение разумного срока судопроизводства стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ). При этом лицо, которое подает жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.
К сведению
Свернуть Показать
Напомним, что прежде ВАС РФ разъяснял, что соблюдение процессуальных сроков не является самостоятельной целью судопроизводства и направлено на обеспечение стабильности и определенности (постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»).
По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.
Недовольство вызвали «суперполномочия» руководителя ВС РФ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять определения судей. В ВАС РФ называли это вмешательством в процессуальную деятельность судебной коллегии. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало давать руководству ВС РФ права выходить с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, которое основано на жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).
Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ выступал и против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация призвана диагностировать правильность применения норм права, а не пересматривать дело в полном объеме.
По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.
Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.
Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.
Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.
Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.
Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.
Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду
Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.
Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.
Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.
Рассмотрим категории арбитражных дел. Между определенными физическими лицами возникают спорные ситуации, которые можно решить только обращаясь в арбитражный суд. Конкретные ситуации и спорные вопросы прописаны Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Это значительно упрощает процесс обращения физического лица к судебным инстанциям. Прописанные категории арбитражных дел ускоряют разрешение споров между гражданами.