Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дотации, субсидии, субвенции 2023: в чем разница и отличия, цели получения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
-
научно-техническими;
-
экологическими;
-
социальными;
-
внешнеэкономическими;
-
производственно-техническими.
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.
На что можно потратить субвенцию
Предоставление субвенций происходит при условии долевого участия правительства в финансировании.
При этом местные органы власти должны потратить помимо суммы предоставленной субвенции свои собственные средства, что мотивирует местные органы власти находить дополнительные источники дохода.
Если субвенция выделяется с указанием и дополнительными условиями, она называется «обусловленной субвенцией».
Субвенция – выделяемые из бюджета денежные средства, которые выдаются на выполнение определённой цели. Денежные средства не предназначаются для граждан.
Они передаются исключительно из бюджета в бюджет. Также денежные средства в виде субвенции могут быть выданы, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.
В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена.
Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды, а именно:
-
предоставление временной или единоразовой выплаты малообеспеченным гражданам, детям–инвалидам;
-
выплата государственной помощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
-
капитальный ремонт внутридворовых проездов;
-
обеспечение больниц и амбулаторий современным медицинским оборудованием и расходными материалами;
-
ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
-
многие другие целевые программы.
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
- субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
- юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.
Дотации и субвенции: что общего и что не так
Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.
Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:
- дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
- дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.
Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.
Особенности получения субсидий
Субсидии назначаются гражданам и организациям, которые по определенной причине нуждаются в финансовой помощи для решения конкретного вопроса. Например, многие субсидии, причем как федерального, так и регионального уровня, полагаются гражданам, которые за счет своих сбережений не в состоянии обеспечить свои потребности.
Ярким примером является жилищная субсидия. Граждане, не имеющие собственного жилья, могут претендовать на получение денежной помощи от государства. Эта льгота прекрасно отражает основную характеристику субсидий – целевое расходование. Оформив преференцию, гражданин не получит денежные средства на руки. Субсидия сразу будет направлена в счет оплаты стоимости приобретаемого объекта недвижимости.
Аналогичные правила работают и для других видов выплат. Например, материнский капитал является своего рода субсидией. Получить его могут семьи с детьми, однако тратить средства сертификата разрешается только определенными способами, а именно на реализацию следующих целей:
- покупка недвижимости;
- оплата имеющегося ипотечного кредита;
- формирование накопительной пенсии матери;
- оплата обучения ребенка/детей;
- оплата лечения или адаптации ребенка-инвалида в обществе.
Сметно—бюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.
Принципы сметно—бюджетного финансирования:
-
безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;
-
целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;
-
получение максимального эффекта при минимуме затрат;
-
финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.
Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.
Основная структурная единица сметы — статья.
Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.
Виды сметных статей:
1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;
2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.
Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.
Этапы сметного процесса:
-
составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
-
рассмотрение;
-
утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
-
исполнение;
-
отчет по смете.
Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Структура:
В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:
-
по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;
-
по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.
Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.
Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.
В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:
- субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
- субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
- дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.
Что общего между этими понятиями
Общие черты (таблица):
Критерии | Субсидии/Субвенции |
Возвратность | Безвозвратны и безвозмездны |
Налогообложение | Не облагаются налогами |
Целевое назначение | Выдаются на конкретную цель |
Документальное оформление | Выдаются на основе предоставленных документов |
Кто выдает | Государство |
Прозрачность «Цифровой экономики»
Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».
Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.
- Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
- Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
- Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?
Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.
Отличие субвенции от субсидии в системе образовании
При этом она отметила, что прогнозируемое увеличение поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит 21,3 млрд рублей (27,8%), увеличение субсидий — 27,7 млрд (рост в 1,9 раза). Безвозмездные поступления от государственных муниципальных организаций в доходной части на предстоящий год не планируются.
Согласно документу, общий рост расходов составит 12 млрд рублей. Однако при этом, как подчеркнула Кивико, удалось сократить дефицит бюджета по сравнению с 2021 годом на 16,1 млрд, то есть более чем в шесть раз.
«Это говорит о том, что мы активно работаем над сбалансированной бюджетной политикой, у нас позитивные ожидания в части улучшения делового климата, дополнительная активизация работы по увеличению базы налогообложения, сокращение неэффективных бюджетных расходов, улучшение управления госимуществом и обеспечение более эффективного взаимодействия с главными администраторами доходов республиканского бюджета»
, — подчеркнула министр. Объем доходов бюджета определен в сумме 131,7 млрд рублей.
Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей.
Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.
В чем заключается отличие понятий субсидия и субвенция: примеры их предоставлений
Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.
В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется одиноким матерям, многодетным семьям, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим гражданам и т.д.
Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:
Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.
Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства.
Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь адресную и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.
О них немного позже. Эту
поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.
Субсидия, как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).
Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.
Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.
Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.
Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.
Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.
Основные свойства выплаты:
- безвозмездность (полученная сумма не подлежит возврату);
- долевое финансирование (с ее помощью может быть оплачена лишь часть услуги или продукта);
- целевая направленность (субсидия выделяется для осуществления каких-либо первоочередных целей).
Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.
- срочность (достижение результата запланировано на конкретное время, дату, период);
- строгое целевое расходование (вышестоящий орган обязательно проконтролирует, все ли средства ушли по назначению, и в полной ли мере оправданы предыдущие прогнозы).
Итак, начнем с субсидии. Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для улучшения жилищных условий. Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.
Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.
Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.
К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.
Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.
В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.
Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:
- Они не облагаются налогом.
- Должны быть использованы по назначению.
- Как правило, единовременные.
- Источником является вышестоящий бюджет.
Между этими понятиями есть также и существенная разница:
- Субвенции предназначены только для местных и региональных бюджетов или для юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, корпораций и т.д. А субсидия, кроме этих же субъектов, может быть выдана и простому физическому лицу.
- Субвенция всегда выражена в денежном эквиваленте, а субсидию выдают и деньгами, а также вещами, продуктами, стройматериалами, одеждой, медикаментами, техникой, оборудованием и пр.
- После передачи денег по субвенции обязательно ведется контроль за целевым применением выплаты и соблюдением сроков реализации программы. Если эти два важнейших условия не будут исполнены, средства придется вернуть. Применение субсидии тоже контролируют, но не настолько строго и выборочно, потому что круг получателей достаточно широк.
- Адресность субвенции очевидна – ее направляют конкретному предприятию или региону. Субсидии выделяют широкому кругу лиц. Если юридические еще как-то можно проконтролировать, то с физическими немного сложнее.
- Объем субвенции может полностью покрывать расходы на то или иное мероприятие, в то время как субсидия обычно является частичным финансированием проекта.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.
Субсидии и субвенции. Чем отличается субсидия от субвенции в бюджете
Формы межбюджетных трансфертов Важно Во Франции основные виды межбюджетных трансфертов определяются специальными законами, которые сведены в Административный кодекс с местного самоуправления. Выравнивание осуществляют или для создания всем участникам равных стартовых условий (выравнивание налогового потенциала), или для обеспечения равного распределения между ними конечных результатов (достижения стандартного уровня потребления государственных услуг на всей территории). Выравнивание осуществляют или для создания всем участникам равных стартовых условий (выравнивание налогового потенциала), или для обеспечения равного распределения между ними конечных результатов (достижения стандартного уровня потребления государственных услуг на всей территории)
Выравнивание осуществляют или для создания всем участникам равных стартовых условий (выравнивание налогового потенциала), или для обеспечения равного распределения между ними конечных результатов (достижения стандартного уровня потребления государственных услуг на всей территории).
Той или иной степени все страны пытаются решать обе задачи. При этом государства с развитой децентрализованной системой правления делают упор на решении первой задачи, тогда как страны, придерживающиеся унитарных традиций, — второго. О закрытом административном территориальном образовании».
В основе системы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ лежит необходимость выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов.
Соответствующая финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в виде дотаций.
Субсидия когда назначается
Основные отличия субсидии от субвенции заключаются в том, кому и на какие цели адресованы эти денежные средства. Теперь следует разобраться, при каких условиях могут быть получены подобные выплаты.
Субсидия назначается малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в форме финансовой поддержки, если документально подтверждаются факты:
- Нуждающиеся — граждане РФ или официальные резиденты, постоянно живущие на территории страны.
- Претенденты на субсидию не имеют задолженностей по оплате коммунальных услуг.
- Имеют жилье и постоянную регистрацию.
Субсидирование затрагивает такие социальные категории граждан:
- Пенсионеры.
- Молодые и многодетные семьи.
- Инвалиды и семьи, где осуществляется за ними уход.
Представитель любой из вышеназванных категорий может претендовать на назначение субсидии, если его доходы не превышают суммы минимального уровня, установленного в государстве. Если денежная помощь выдается на семью, то подсчитывается общий доход (включая стипендии, пособия и прочие выплаты) всех членов. Эта сумма делится на количество прописанных в жилом помещении человек. Чтобы выяснить, чем отличается субсидия от субвенции, разберем, при каких обстоятельствах можно получить последнюю.