Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в главе 26 Налогового кодекса РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Безусловно, как и любой другой бизнес, недропользователи вносят платежи по налогам на прибыль, имущество, оплачивают НДФЛ за своих сотрудников. Однако при оценке налоговой нагрузки в первую очередь стоит обратить внимание на НДПИ и экспортные пошлины. Налог на добавленную стоимость был введён в 2002 году, заменив сразу несколько отдельных платежей, которые взыскивались с недропользователей.
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых
При применении НДПИ плательщикам необходимо знать, что существует два типа ставок, которые зависят от объекта налогообложения:
- Адвалорные ставки;
- Твердые ставки.
Адвалорные ставки достаточно распространенный тип фискальных ставок, которые определяются как процентная ставка к стоимости добытого сырья. Величина ставки, устанавливается законодательством индивидуально для каждого вида добытого минерально-сырьевого ресурса, реже от способа добычи или местонахождения недр.
Ставка (%) | Объект обложения |
0% | Нормативные потери, связанные с добычей и извлечением минерально-сырьевых ресурсов |
Промышленные воды, как побочный ресурс при основной добыче | |
Попутные газы | |
Продукты вторичной переработки или продукт низшего качества | |
Минеральные воды для санаторно-курортных нужд | |
Сверхвязкая нефть | |
3,8% | Калийные слои |
4% | Торф |
4% | Горючие сланцы |
4,8% | Черные металлы |
5,5% | Радиоактивные металлы |
5,5% | Неметаллическое сырье |
6% | Горнорудное сырье |
6% | Сырье, содержащее остатки золота |
7,5% | Минеральные воды и лечебные грязи |
8,0% | Цветные металлы |
Также существуют показатели на единицу добытого сырья (твердые ставки), выраженные в сумме в рублях. Суммы устанавливаются в зависимости от выбранного сырья или породы, а также условий добычи и в некоторых случаях места расположения недр.
От налогового манёвра отказываться не планируют
Основную прибыль добывающие компании получают не на внутреннем рынке, а за счёт экспорта. Это стараются учитывать и законодатели. Яркий пример — налоговой манёвр в нефтяной отрасли. Здесь рост НДПИ призвано компенсировать снижение экспортных пошлин.
Критики инициативы указывали, что налоговой манёвр приводит к росту цен на внутреннем рынке. Однако, как отметил на Российской энергетической неделе (РЭА) заместитель министра финансов Алексей Сазонов, в новых условиях этот недостаток в значительной степени нивелируется.
«Основной проблемой в налоговом манёвре было то, что маржа больше уходила в добычу, в ущерб для переработки. В сегодняшних условиях мы видим, что маржа переработки устойчива, для комплексного завода практически в два раза превышает исторические уровни. В этих условиях каких-то рисков для завершения налогового манёвра мы не видим. В 2023 году будем продолжать поступательное движение, как и планировалось: снижение экспортных пошлин, повышение НДПИ», — заключил г-н Сазонов.
В то же время для угольной отрасли этой осенью, по информации «Коммерсанта», напротив, обсуждалось введение экспортных пошлин. Однако законодатели пока не стали спешить с этим решением.
Какие объекты не облагаются налогом
Налог НДПИ охватывает полезные ископаемые, которые составляют значительную часть общероссийской добычи и поступлений от их продажи. Но от налогообложения освобождены некоторые виды работ и категории полезных ископаемых:
- Общераспространенные ископаемые – например, песок, глина, известняк, сапропель, супесь и суглинок.
- Подземные воды, не состоящие на государственном балансе. При этом они должны использоваться только на личные нужды той компании или предпринимателя, которые их добыли.
- Подземные воды, полученные при добыче других ископаемых или строительстве объектов. Но, опять же, они не должны состоять на государственном балансе.
- Полезные ископаемые, которые добыты из отходов собственного производства – только если на них не нужно отдельно получать лицензию.
- Полезные ископаемые, полученные в результате обслуживания геологических объектов, которые имеют особое культурное, научное, оздоровительное, эстетическое и общественное значение.
- Материалы, добытые для коллекционных целей. Чаще всего это минералы и ископаемые палеонтологического характера.
- Метан, который вырабатывается из угольных пластов.
Отметим, что некоторые из общедоступных полезных ископаемых также могут облагаться налогом. Под эту категорию попадают, например, песок и глина, которые используются при производстве фарфора и фаянса.
Переход к налогам на дешевую нефть
в Восточной Сибири», — подчеркнул топ-менеджер Минэнерго. К сожалению, говорит Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», в сообщении не содержится конкретики. Ранее предложения о повороте так называемого маневра не нашли поддержки в правительстве. Если министерство предлагает снова повысить экспортную пошлину, то это увеличит нагрузку на добычу и поднимет ее себестоимость.
Он полагает, что рост акцизов будет переложен на потребителей топлива. По подсчетам Vygon Consulting, в итоге в 2023 году литр бензин может подорожать на 1,5 руб. к текущей цене на АЗС при цене на нефть $40 за баррель и курсе 64,8 руб. за доллар (указан в актуальном прогнозе Минэкономразвития на 2023 год), дизтопливо — на 2,8 руб. в 2023–2019 годах рост цен составит еще около 40 коп. за литр топлива, рассказал Ежов.
«В законе о таможенном тарифе сейчас записано, что пошлина на нефть составит 30% в 2023 году и далее. Мы не выходим сейчас с предложением как-то эту цифру изменить.
Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 г. предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2023 г. с нынешних 42% — с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть до 919 рублей за тонну в 2023 г. с 857 руб.
Изначально на 2023 г. предполагалось снижение ставки расчета экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, однако потом было решено «заморозить» ставку на уровне 42%.
В течение последних нескольких лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Основная среднесрочная цель реформы — снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых.
При применении практического подхода для ответа на вопрос о наличии либо отсутствии реальных налоговых льгот по конкретному налогу необходимы анализ и сравнение налоговой нагрузки на все категории налогоплательщиков, оказываемой соответствующим налогом, а также сопоставление по каждой категории налогоплательщиков налоговой нагрузки с фактической способностью налогоплательщика к уплате налога исходя из экономических, социальных и иных особенностей данной категории налогоплательщиков. Иными словами, если различия в правовом регулировании налога (его элементов) создают равные условия налогообложения для различных категорий налогоплательщиков, призваны дифференцировать налоговую нагрузку исходя из имущественного положения налогоплательщиков, рентабельности того или иного вида экономической деятельности или отдельных хозяйственных операций, иных объективных условий ведения экономической деятельности, то можно сделать вывод о фактическом отсутствии реальной налоговой льготы по конкретному налогу, несмотря на формальные признаки ее наличия в законе о налоге.
Соответственно, при установлении единого правового регулирования налогообложения различных категорий налогоплательщиков, различных видов экономической деятельности и хозяйственных операций, добычи различных видов полезных ископаемых, если при этом одни категории налогоплательщиков оказываются в более выгодных экономических условиях, чем другие, то с позиции практического подхода можно говорить о реально существующей налоговой льготе. В этой связи представляется обоснованным высказывание А.В. Демина о том, что налоговые льготы всегда так или иначе противоречат идее формально-юридического равенства, ведь налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически перекладывается на плечи других . В развитие данного умозаключения полагаем необходимым отметить, во-первых, что установление реальных налоговых льгот препятствует созданию равных условий налогообложения, что препятствует естественному развитию экономики страны. Во-вторых, потребность государства в обеспечении расходных обязательств денежными средствами не зависит от количества применяемых налоговых льгот, что в случае их установления приводит к еще большему усилению налоговой нагрузки для тех налогоплательщиков, которым данные налоговые льготы не установлены.
Демин А.В. Принцип всеобщности и равенства налогообложения // Налоговое право России: Учеб. пособие. — 2006 (СПС КонсультантПлюс).
Таким образом, при применении формально-правового подхода для рассмотрения нулевой ставки НДПИ, установленной п. 1 ст. 342 НК РФ, можно заключить, что она не может быть признана налоговой льготой, так как не поименована в НК РФ в качестве налоговой льготы и установлена для налогообложения отдельных видов добычи полезных ископаемых, а не для отдельных категорий налогоплательщиков. Представляется необходимым в данном контексте более подробно рассмотреть нулевую ставку НДПИ с помощью практического подхода, а именно: является нулевая ставка для обложения НДПИ каждого вида добычи полезных ископаемых, для которых она установлена, реальной налоговой льготой, создающей для различных категорий налогоплательщиков неравные условия налогообложения, или нет?
Подпунктом 1 п. 1 ст. 342 НК РФ предусмотрено обложение НДПИ по нулевой ставке при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Следует отметить, что количество полезных ископаемых, признаваемых нормативными потерями, определяется исходя из природно-географических особенностей каждого месторождения полезных ископаемых и принятой схемы и технологии разработки данного месторождения. В связи с этим полагаем, что в данном случае установленная нулевая налоговая ставка не может быть признана реальной налоговой льготой, создающей неравные условия налогообложения для недропользователей, но, напротив, служит действенным финансово-правовым инструментом дифференциации налоговой нагрузки, призванной с максимальной степенью учесть природно-географические особенности каждого месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 342 НК РФ нулевая налоговая ставка применяется при налогообложении добычи попутного газа, которым согласно абз. 4 пп. 3 п. 2 ст. 337 настоящего Кодекса признается газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины. В настоящее время на территории Российской Федерации попутный газ в промышленных целях практически не используется и сжигается на факелах ввиду сложности и высокозатратности его переработки. Представляется, что в данном случае нулевая налоговая ставка также направлена на создание равных условий налогообложения для налогоплательщиков, добывающих вместе с нефтью попутный газ, так как количество попутного газа в каждом месторождении, содержащем нефть, можно отнести к его природным особенностям, которые необходимо учитывать при распределении налоговой нагрузки на недропользователей. В данной связи необходимо отметить предложение Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о внесении изменений в гл. 26 НК РФ, предусматривающее применение нулевой налоговой ставки при добыче попутного газа только в случае, если фактические объемы утилизации (использования) попутного газа по лицензионному участку недр составляют менее 95% . Полагаем, что реализация данного предложения создаст дополнительные стимулы для наиболее полного использования добываемых полезных ископаемых (нефтяного газа), что в итоге будет способствовать увеличению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе по НДПИ.
Что значит налог НДПИ
Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.
Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.
Золотарева И.К. — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.
Несмотря на то что глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) действует уже достаточно длительный срок, ряд ее ключевых положений по-прежнему понимается налогоплательщиками, налоговыми органами и арбитражными судами неоднозначно.
И это, надо сказать, не в последнюю очередь касается вопросов налогообложения добычи драгоценных металлов.
Так, что следует знать налогоплательщику, осуществляющему добычу драгоценных металлов при применении главы 26 НК РФ с точки зрения законодательства.
Что касается общих норм, установленных статьями 334 «Налогоплательщики», 335 «Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых», 336 «Объект налогообложения» НК РФ, то здесь нет никаких особенностей для налогоплательщиков, осуществляющих добычу драгоценных металлов.
Все как для всех — налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения предоставленного в пользование участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Объектом налогообложения НДПИ выступают:
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Государственная пошлина
Государственная пошлина занимает особое место в налоговой системе России.
Взимание в государственную казну пошлин имело место еще в период становления Киевской Руси как раннефеодальной монархии, наряду с данью, штрафами и повинностями.
Первоначально пошлины устанавливались в целях благоустройства: в интересах торговли при взвешивании и измерении товаров (вес и мера), за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку или волоки (мыт и перевоз). Также взимались кормчита (пошлина с содержателей корчем), гостиная дань и торговое (пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынка).
В Х в. с развитием княжеских хозяйств появились пошлины с внешней торговли (торговые пошлины).
Поскольку налоговая система конца XIX-XX в. характеризовалась превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета, пошлинам (в первую очередь таможенным) и сборам уделялось повышенное внимание. Однако легальной дефиниции термина «пошлина» не было. Под общим названием «пошлина» объединялись платежи различного наименования: собственно пошлины, сборы, платежи и платы.
Ученые того времени, как правило, не придавали пошлинам самостоятельного значения. И.И. Янжул считал пошлины сборами, занимающими переходное положение от регалий к налогам. Э.Н. Берендтс также называл пошлины сборами, а сборы приравнивал к слову «взимание».
Государственная пошлина была введена в России в 1930 г. в ходе проведения налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых изъятий средств в бюджет. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее, в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины в налоговой системе определены не были.
С середины 80-х гг. XX в. в рамках постепенной либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям начался процесс расширения перечня юридически значимых действий, за которые взималась государственная пошлина.
С принятием гл. 25.3 НК РФ (вступила в силу с 01.012005), регулирующей взимание государственной пошлины, сфера действия государственной пошлины была расширена за счет включения действий, за которые ранее взимались сборы или иные платежи.
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российскими законодательными актами, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, включая выдачу документов (их дубликатов).
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ «налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].
Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ «О недрах». Существовало 4 вида платежей:
– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
– платежи за пользование недрами;
– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– акцизы.
Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.
Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами», которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.
Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в
двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.