Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.14 Государственный бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.
Представим другие важные утверждения:
- Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
- Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
- Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
- Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер — не более 1 % от всего бюджета страны.
- Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
- Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.
Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Доходы государственного бюджета
Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.
Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.
Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.
Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).
Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.
Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:
- Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
- Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
- Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
- Эмиссия фиатных денег.
- Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
- Приватизация госсобственности.
- Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
- Прибыль от деятельности государственных компаний.
Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.
В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.
Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.
Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.
ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла. НДС является стабильным и регулярным источником доходов для бюджета.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Иностранные организации могут встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
Объектом налогообложения являются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
1) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
3) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
4) операции по реализации земельных участков;
5) передача имущественных прав организации ее правопреемнику;
6) и другое.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, имущественных прав, полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
4) работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ в космическом пространстве;
5) товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
6) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания);
7) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
8) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:
1) следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов; молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки; хлеба и хлебобулочных изделий; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой; море– и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей;
2) следующих товаров для детей:
А) верхних трикотажных изделий для детей, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий;
Б) швейных изделий; обуви; колясок, кроватей детских; матрацев детских; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; обложек для учебников, дневников, тетрадей; подгузников и мн. др.;
3) периодических печатных изданий;
4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
А) лекарственных средств;
Б) изделий медицинского назначения.
Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в остальных случаях.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Программы по снижению
Таким образом, бюджет является инструментом достижения и поддержания стабильности экономики.
В настоящее время бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и местных органов власти. Доходы государства определяются в основном налогами. Источники и структура доходов бюджета определяют экономические отношения, складывающиеся между государством, предприятиями, организациями и гражданами в процессе реализации основного финансового фонда страны — государственного бюджета.
Формой проявления этих экономических отношений являются различные виды платежей организаций, предприятий и граждан в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Доходы бюджетов, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между всеми возможными участниками общественного воспроизводства, а с другой стороны, являются объектом дальнейшего распределения, определенной стоимости в руках государства, поскольку последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы бюджетов, относящихся к бюджетной системе, формируются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи во всех возможных формах и других поступлений в соответствии с законом о бюджете на исследуемый финансовый год. Доходы обезличены, за исключением случаев, предусмотренных специальным законодательством.
Значительная часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет, а в региональные и местные бюджеты зачисляются налоги и сборы, собираемость которых низкая.
Бюджеты всех уровней формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Исходя из этого, оптимальный фискальный федерализм должен реализовываться, прежде всего, на основе оптимальной налоговой системы государства.
Налоги являются основной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они формируют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля этих доходов обычно составляет около 50%. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, определяется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарных предприятий) и ряда специальных фондов.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
Общая динамика расходов и доходов федерального бюджета за 2006-2019 годы | Общая динамика расходов и доходов консолидированного бюджета за 2006-2019 годы |
Структура доходов федерального бюджета за 2021 год | Структура доходов консолидированного бюджета за 2021 год |
Структура расходов[2] федерального бюджета за 2021 год | Структура расходов[3] консолидированного бюджета за 2019 год |
Принципы формирования регламентов бюджетов
Регламенты планирования могут формироваться исходя из различных принципов.
1. «Рыночный принцип» предполагает формирование доходной части на основе планов продаж. Исходя из объема планируемого дохода, рассчитывается расходная часть. Она отображает объем необходимых ресурсов, необходимых для созидания дохода. Такой подход является оптимальным для предприятий, которые имеют возможность прогнозировать объемы продаж с определенным уровнем детализации и имеют четкие механизмы взаимодействия с контрагентами.
2. «Принцип от достигнутого». Такой подход к планированию подходит компаниям со стабильными показателями деятельности. В качестве основы для составления бюджетов берутся показатели текущего или предыдущего периодов. Такой способ достаточно прост и позволяет планировать доходную и расходную части с высокой вероятностью точного исполнения.
3. «Принцип от производства». Данный подход наиболее подходит производственным предприятиям, изготавливающим нестандартные виды продукции. В этом случае планирование осложнено тем, что заказы могут быть уникальными, объемы и стоимость каждого из них существенно отличаться. В качестве основы для составления бюджетов принимается желаемый рост объема производства, который измеряется в натуральных величинах.
Определившись с принципом, компании могут приступить к формированию регламентов.
Бюджет как основополагающий процесс реализации функций и задач государства
Государственный бюджет – основной финансовый инструмент, с помощью которого государство регулирует социально-экономические процессы. Представление о бюджете, как о «кошельке» государства в корне неверно, хотя он и служит основным источником финансового покрытия материальных потребностей государства. Однако по мере поступления доходов они направляются на финансирование расходов.
Централизованный фонд денежных средств государства, как таковой, является лишь следствием функционирования бюджета.
«По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики»1.
Поэтому в экономических категориях бюджет представляет собой не деньги, но денежные отношения, которые возникают на всех этапах приобретения и распределения национального богатства. То есть это способ финансового обеспечения различных функций государства через распределение денежных средств на определенные цели.
Основополагающим документом для бюджетной сферы является Бюджетный кодекс РФ. Он устанавливает общие принципы бюджетного устройства, организации и функционирования бюджетной системы, определяет правовое положение всех субъектов бюджетного процесса.
Бюджетная система России представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты, которые представляют собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории.
Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет, как центральное звено всей бюджетной системы, позволяет планировать и учитывать денежные поступления в бюджеты всех уровней для их последующего перераспределения между получателями денежных средств.
Бюджет как документ (финансовый план) представляет собой роспись формирования доходов и расходов государства на конкретный период времени. В Российской Федерации этот документ разрабатывается и утверждается в качестве федерального закона ежегодно, хотя в последние годы предпринимаются попытки планировать бюджет на более длительный срок (3–5 лет).