Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Нелишним будет сказать, что при оплате штрафа в срок до 20 дней с момента фиксации нарушения и составления постановления, можно существенно сэкономить. В этот период гражданину дается возможность заплатить штраф со скидкой в 50%.
Способ оплаты нарушитель может выбрать самостоятельно, в любом из них будет применяться правило уменьшения суммы наказания. Тем, кто зарегистрирован на сайте Госуслуг и пользуется его возможностями, при входе в личный кабинет система отразит имеющуюся задолженность по штрафам ГИБДД. Здесь же можно узнать способы оплаты и дату выписанного постановления.
Важно, что по истечении льготного периода придется уплатить полную сумму по документу, выписанному инспектором или пришедшему по почте.
Смотрите познавательное видео, где разбирают 16 ситуаций за выезд на полосу встречного движения.
Какой размер штрафа за выезд на встречкую полосу?
Тип нарушения | Статья и соответствующая часть КоАП | Размер штрафа | Возможна ли скидка |
Препятствие | ст. 12.15 ч.3 | 1 000 – 1 500 рублей | Да |
Обгон | ст. 12.15 ч.4 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Разворот | ст. 12.16 ч.2 | 1 000 – 1 500 рублей | Да |
Выезд на полосу с односторонним движением | ст. 12.16 ч.3 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Выезд на полосу с реверсивным движением | ст. 12.12 ч.1 | 1 000 рублей | Да |
Появление машины на трамвайных путях | ст. 12.15 ч.3 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Когда можно выиграть суд?
По решению суда лишение прав за «встречку» назначается достаточно часто. Чтобы смягчить наказание, можно пользоваться несколькими рекомендациями:
- водитель передает суду доказательства того, что его маневр был вынужденным, поэтому с его помощью было предотвращено дорожное происшествие;
- выявляются разные ошибки или нарушения непосредственно в протоколе;
- имеются расхождения между сведениями, имеющимися в протоколе, и информацией, приводящейся на схеме;
- собираются доказательства, подтверждающие, что наличие определенной разметки или знака на конкретном участке дороги не допускается;
- нанимается водителем опытный адвокат, который сможет доказать суду, что правонарушение со стороны его подзащитного было вынужденной мерой.
Даже если суд принимает решение о лишении прав за выезд на «встречку», все равно можно его обжаловать в течение следующих 10 дней. Если же не было изменено решение, то придется передать права в отделение ГИБДД и дождаться окончания назначенного срока. Отсутствует возможность получить удостоверение досрочно.
Что считается выездом на встречную полосу движения
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.
На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.
Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.
Определение двойной сплошной линии разметки
Представим водителя-новичка, который пропустил все курсы в автошколе, но его допустили на дорогу. Прежде всего он должен выяснить, что собой представляет двойная сплошная линия. Это специальная разметка выглядящая, как две параллельные горизонтальные полосы, которые рисуют на автомагистралях и трассах. Она используется, чтобы обозначить полосы противоположного направления движения автомобилей.
В частности, рассматриваемая полоса используется для многополосных дорог (от четырех полос). Пересекать черту нельзя, поскольку водитель сразу же ощутит последствия в виде аварийной обстановки. Но даже если удалось избежать аварии, последствия все равно настигнут в виде штрафа или более серьезной меры – зависит от обстоятельств нарушения.
Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:
- постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
- заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
- на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
- жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
- по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Повторный выезд на встречку
Не всегда штраф за выезд на встречную полосу позволяет раз и на всегда «перевоспитать» водителя транспортного средства — в процессе вождения нередки случаи совершения повторного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.15 КоАП повторное нарушение, связанное с выездом в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, наказывается лишением прав на срок 1 год.
Заметим, что это касается лишь того случая, когда фиксация нарушения произошла инспектором, а не камерой. Если этот процесс был заснят в автоматическом режиме, водителю придется заплатить только соответствующий штраф — 5000 рублей. Лишение прав в данном случае КоАП не предусмотрено.
Именно поэтому больше стоит бояться инспектора, а не видеорегистратора. Из-за угрозы лишения сотрудники ГИБДД очень любят «ловить повторных».
Разновидности и назначение сплошных линий
Типы непрерывной черты, ее характеристики приведены в Приложении два ПДД. Здесь указано, что она относится к горизонтальным полосам. Выделяют линии со следующими номерами:
- 1.1. Это одинарная черта. Разграничивает движение встречного транспорта. Используются для дороги с 2 полосами. Разметку применяют и для выделения участка, куда проезд запрещен, для обозначения границ на парковке.
- 1.2. Отделяет проезжую часть от края, обочины, по которой езда запрещена.
- 1.3. Двойная черта. Функции этой линии не отличается от разметки с номером 1.1. Разница заключается в том, что ее применяют для разделения встречного автопотока на проезжей части с 2 линиями движения, 2, 3 полосами, если ширина одного участка превышает 3,75 м.
- 1.4, 1.10 Постоянная линия, выделяющая участки, на которых запрещено останавливаться, парковаться соответственно. Для нанесения черты используют желтую краску.
- 1.11. Разграничивает поток встречного, попутного транспорта на проезжей части, где разрешается перестроение только с одной из сторон. Другая функция – выделение участков, на которых допускается движение исключительно со стороны прерывистой разметки.
- 1.12. Говорит о том, что водитель обязан сделать остановку, если на дороге размещен знак 2.5 или горит красный цвет светофора.
Как правильно защищаться
Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.
Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.
Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.
Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.
Если пришло письмо о правонарушение за пересечение сплошной линии, но человек точно знает, что не совершал этого, можно избежать наказания. В 2022 году решение можно обжаловать — для этого обращаются в местное отделение ГИБДД или в районный суд. Ситуации при которых оспаривается постановление:
- Неточные номерные знаки — эта ошибка считается самой распространенной, когда нарушение фиксируют автоматические камеры, установленные на проезжей части.
- Если за рулем другой водитель, а не владелец автотранспортного средства. Потребуется подтвердить, что в машине находится посторонний человек. В качестве доказательной базы предоставляется доверенность, и штрафные санкции выплачивает непосредственно сам нарушитель.
- Вынужденный выезд на сплошную линию. Понадобиться подтвердить, что таким образом водитель хотел предотвратить акт дорожно-транспортной аварии. По этой причине обязательно необходимо иметь в машине видеорегистратора.
- Достаточно часто работники неправильно наносят разметку на асфальте, и если есть ошибка, то штрафа за пересечение сплошной в 2022 году при обгоне можно избежать. В соответствии с ГОСТом линия должна сначала идти с короткими пропусками, именно они сообщают водителю о приближении запрещающего знака для выезда на встречную полосу. В качестве доказательства предоставляются видеозаписи, а также фото с места, где произошло нарушение.
Водитель имеет право поехать по встречке, если на его полосе стоит транспортное средство на аварийке. В соответствии с ПДД, такое препятствие допускается объезжать исключительно с правой стороны по обочине. Однако если она не соответствует требуемым параметрам, например, маленькая либо имеется высокий бордюр, то можно объехать с правой, пересекая сплошную линию.
Когда водитель поворачивает через сплошную полосу, при этом не доезжает до прерывистой разметки, то ему положен штраф в размере до нескольких тысяч. Либо вы выезжаете со двора, и перед вами при повороте налево имеется сплошная линия. Такое правонарушение приведет к штрафным санкциям, но права будут сохранены.
Как и в предыдущей ситуации, если человек выезжает из переулка, поворачивает влево или его подрезает другой автомобиль, вследствие чего он пересекает сплошную полосу и выезжает на встречку, то правонарушение приведет к штрафу. Лишение прав за такое действие на дороге не предусмотрено.
Возможность и допустимость движения по трамвайным путям
Водитель сможет вполне законно осуществлять движение по трамвайным путям, если будут присутствовать определенные условия.
Условие первое. Трамвайная линия должна проходить слева с учетом направления движения автомобиля. Трамвай ездит по правилам, которым должны подчиняться и другие ТС. Значит, полоса справа — это «втречка». Заезжая на эти пути, водитель нарушает правила.
Только если дорожное полотно с установленными рельсами располагается с левой стороны, у водителя авто появляется возможность заезжать на него. Конечно, если нет других ограничений.
Условие второе. Полотно с трамвайными рельсами обязано располагаться на том же уровне, что и рядом расположенная полоса, предназначенная для движения авто. Нельзя выезжать на трамвайную линию, если:
- рельсы приподняты;
- отсутствует асфальт, обрамляющий рельсы.
Условие третье. Трамвайное полотно не отделяется от основной дороги, — нет сплошной линии. Также отсутствуют знаки, что запрещают движение в зоне расположения трамвайных колей. Знаки должны были устанавливаться на предыдущем перекрестке (обозначения 5.15.1, 5.15.2).
Условие четвертое. Все полосы заняты другими автомобилями.
Условие пятое. На следующем перекрестке нужно:
- совершить разворот;
- свернуть налево.
Условие шестое. Выезжая на путь следования трамвая, автомобиль не создает помехи.
Что будет если пересечь сплошную
За пересечение сплошной налагаются санкции. Самые жесткие назначаются при обгоне с выездом на встречку. В остальных ситуациях наказание будет мягче.
Наказание за пересечение сплошной:
-
Обгон через сплошную — 5 000 рублей штрафа или лишение прав на 4–6 месяцев за первое нарушение, лишение прав на 1 год за повторное нарушение (штраф 5000 рублей, если нарушение зафиксировано камерами)
-
Объезд препятствия с выездом на встречку — 1000–1500 рублей штрафа
-
Разворот или поворот налево через сплошную — 1000–1500 рублей штрафа
-
Пересечение сплошной при выезде на полосу для общественного транспорта — 1 500 рублей штрафа (3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга)
-
Другие случаи пересечения сплошной — предупреждение или 500 рублей штрафа
Выезд на встречку без нарушения
Существуют ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения не считается нарушением и не влечет административной ответственности. Водитель должен не только знать о своих правах, но и помнить, что в случае нестандартной или спорной ситуации он сам обязан позаботиться о сборе доказательств правильности своих действий. В качестве таковых рассматриваются фотографии, видеозаписи, показания свидетелей.
Ситуации, в которых проезд транспортного средства по встречной полосе не считается нарушением:
- отсутствие запрещающих знаков – если нет ограничения в виде сплошной разметки или дорожного знака «обгон запрещен», выезд на встречку возможен. Главное, осуществлять его с повышенной осторожностью и в рамках ПДД;
- несоответствие разметки и знаков – случается, что линии на дорожном полотне и знаки друг другу противоречат, путая участников движения. По закону, в таких ситуациях надо выполнять маневры в соответствии со знаками, они считаются приоритетом. А вот при их игнорировании придется понести административное наказание;
- присутствие регулировщика – на таких участках нужно выполнять указания инспектора и временными указателями, если такие есть, пренебрегая разметкой и знаками;
- узкая дорога – если на дорожном полотне нет разметки, то она может быть двух- или четырехполосной. В последнем случае без разделительных линий обходятся редко, поэтому чаще всего вопросы по возможности выезда на встречку возникают на двухполосных полотнах. В такой ситуации отсутствие сплошной линии позволяет свободно выезжать на встречку, если это не мешает идущему по ней транспорту;
- дорога в три полосы – если на полотне с помощью прерывающихся линий выделены три полосы, то водители обеих крайних полос имеют право по мере необходимости выезжать на среднюю, например, для совершения обгона;
- объезд препятствия – по возможности препятствие рекомендуется объезжать справа, если позволяет ширина дороги или есть обочина. В противном случае неподвижный объект можно обогнуть слева, выйдя на полосу встречного движения. При этом важно убедиться, что такие действия не повлекут негативных последствий.
Условия запрета выезда на встречную полосу
Всего ПДД предусматривают три основных условия, при которых водителю будет грозить штраф за выезд на встречную полосу движения в 2021 году. А именно:
- Опережение транспортного средства через сплошную линию разметки на трассе с 2-мя или 4-мя полосами, при отсутствии знака «Обгон разрешен»;
- Пересечение непрерывной черты, разделяющей двухсторонний поток, под запрещающий указатель 3.20;
- Выезд на встречную полосу на особых участках дороги (пешеходный переход, аварийная зона, крутой спуск/подъем, резкий поворот или перекресток).
Иные варианты опережения транспорта через сплошную линию разметки будут считаться спорными, и ответственность за них водитель понесет лишь при условии, что инспектор ГИБДД докажет его виновность в суде.