Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определен порядок формирования и утверждения планов-графиков закупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, ФАС и Счётная палата. Обоснование в первую очередь опирается на экономическую нагрузку, которая ложится на заказчика. Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Большая экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.
Как вносить изменения в план-график закупок на 2020 год
Новые поводы для внесения корректив в ПГ появились в связи с вступлением в силу постановления Правительства № 1279 в октябре 2019 года. К указанным в ч.8 ст. 16 44-ФЗ добавились еще некоторые.
В целом причинами изменения плана-графика считаются следующие ситуации:
- Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), например, федеральное министерство или ведомство, внес поправки в перечень закупаемых товаров, услуг и работ или в нормативные затраты.
- Объем финансирования закупок претерпел изменения.
- На общественном обсуждении было принято решение, требующее отражения в ПГ.
- По итогам проведения закупочных процедур возникла экономия бюджетных средств.
- Сведения об объекте госзакупки нуждаются в уточнении.
- Необходимо выполнить законное предписание контрольного органа.
- Закупка признана несостоявшейся.
- Зафиксировано расторжение контракта по обоюдному согласию сторон.
- Вмешались непредвиденные или чрезвычайные обстоятельства.
Частью 8 ст. 16 44-ФЗ регламентирована необходимость изменить ПГ для:
- соответствия изменениям, внесенным в требования к товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ;
- соответствия изменениям, внесенным в доведенный до заказчика объем денежных средств на принятие или выполнение обязательств по бюджетному законодательству, поправке в показатели планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП, корректировкам в решения или соглашений о предоставлении субсидий;
- реализации решения, принятого после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ;
- отражения экономии, полученной в ходе определения поставщика.
В постановлении № 1279 содержатся дополнительные причины для внесения корректив в план-график. Изменения вносятся, когда:
- требуется уточнить информацию о предмете торгов;
- необходимо выполнить предписание контрольных органов;
- определение поставщика признано несостоявшимся;
- контракт расторгается.
Кто и как анализирует лимиты закупок?
В первую очередь это должен делать сам заказчик. Перед публикацией сведений о закупке в ЕИС контрактный управляющий / тендерный специалист обязан посмотреть, достаточно ли лимитов для ее проведения и не превышает ли НМЦК сумму, проставленную в плане-графике. Может случиться так, что в начале года вы планировали одну сумму, а теперь ее нужно уменьшить.
Если заказчик разместит в ЕИС закупку с превышением лимита финансового обеспечения, контролирующий финансовый орган в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ не допустит его к публикации и отправит на доработку с предписанием устранить нарушения.
Функции контроля за непревышением лимитов финансирования в процессе госзакупок возложены на региональные и муниципальные органы финансового управления и Федеральное казначейство. При проверке они сопоставляют информацию, изложенную в:
- плане-графике;
- извещении о закупке;
- протоколах отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- проекте госконтракта;
- реестре контрактов.
Если на каком-то этапе должностное лицо заказчика нарушило порядок осуществления закупки, в том числе допустило публикацию закупочной документации с превышением финансового обеспечения, ему грозит привлечение к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (штраф до 15 тыс. рублей).
Особенности публикации и сроки размещения планов (графиков) закупок по ФЗ № 44
В отличие от упомянутого ФЗ № 223 закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ касается закупок, которые проводятся публично-правовыми образованиями, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями за счет средств соответствующих бюджетов. Поскольку средства на проведение закупок в таком случае выделяются из бюджета, порядок разработки, принятия и размещения таких графиков регулируется исключительно законодательством.
Нормативным актом, который регулирует описанные процедуры, являются Правила, введенные в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 05.06.2015 № 552. Процедура разработки и согласования графиков госзакупок детально расписана в пунктах 2–7 данных правил с указанием особенностей для каждого вида организаций, подпадающих под действие закона № 44-ФЗ. При этом, согласно пункту 2 вышеозначенных правил, согласованные со всеми заинтересованными сторонами планы необходимо утвердить в окончательном виде в течение 10 дней с того момента, когда конкретному заказчику стала известна утвержденная для данных целей сумма бюджетных ассигнований. Для государственных бюджетных и унитарных предприятий в некоторых случаях срок начинает исчисляться после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
Сроки утверждения и размещения
На утверждение итогового плана-графика даётся 10 дней в соответствии с ч. 10 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
Отсчёт начинается с момента:
- получения денежных лимитов на исполнение бюджетных обязательств;
- утверждения плановых показателей ведения организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Документы планирования стоит написать во время подготовки и рассмотрения законодательных актов о бюджете или при составлении плана деятельности в сфере финансов и хозяйства.
Конкретных сроков размещения нет, заказчик может планировать самостоятельно, так как без опубликованного плана-графика он в любом случае не имеет права проводить закупку.
Утвержденный документ может изменяться. В него можно добавлять правки на протяжении текущего года, такая возможность дана прописана в пунктах 1-4 части 8 статьи 16 Закона № 44-ФЗ и постановлении Правительства №1279. Поправки предлагается вносить пошагово в случаях, если требуется:
- поправить сведения об объекте закупки, порой они могут отличаться с течением времени;
- исполнить предписания контролирующих органов;
- признать контрагента несостоявшимся;
- расторгнуть контракт.
Как изменить план-график: инструкция для заказчика
Все коррективы вносятся путем публикации в Единой информационной системе нового плана-графика. При размещении надлежит указать дату корректировки, которая совпадает с днем утверждения обновлений (п. 24 порядка № 1279). Теперь разберем пошагово, как внести изменения в план-график на сайте госзакупок по 44-ФЗ и опубликовать новую форму в ЕИС.
Ряд заказчиков обязаны сначала сформировать и утвердить плановые документы в государственной информационной системе Электронный бюджет (п. 19 постановления № 1279). В ЕИС план публикуется через функции информационного взаимодействия с программой Электронный бюджет. Это значит, что планы-графики меняются в ЕИС не напрямую, а через связанный бюджетный сервис. В первую очередь это касается заказчиков из числа казенных учреждений. Вот пошаговая инструкция, как внести изменения в план-график по 44-ФЗ указанным образом:
Шаг 1. Заходим в действующий документ. Выбираем вкладку «Версии плана-графика».
Шаг 2. Создаем новую версию плана через контекстное меню. Такое действие доступно только для плановых регистров со статусом «Утверждено».
Размещение с направлением на контроль
В том случае, если организация относится к одной из перечисленных выше, потребуется не только создать план-график в установленные законом сроки, но и разместить его, пройдя предварительно процедуру контроля. Выполнить данное действие возможно следующим образом:
- авторизоваться в личном кабинете на сайте Единой информационной системы. Сделать это с целью создания плана-графика возможно только посредством использования квалифицированной электронной цифровой подписи (обычная подпись даст возможность только войти в личный кабинет и начать создавать план-график с последующим сохранением, однако, юридически значимые действия, например, направление на согласование или публикацию с обычной ЭЦП сделать невозможно);
- в личном кабинете следует перейти в раздел, посвященный планированию закупок;
Нормативные акты, регулирующие вопрос планирования закупок на 2020 год
План-график на 2020 и последующие годы необходимо составлять в соответствии с требованиями следующих нормативных актов:
- статья 16 Закона о контрактной системе, согласно которой планирование закупок осуществляется посредством только одного документа – плана-графика закупок;
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 – данным документом установлена форма плана-графика на 2020 и последующие годы, порядок его составления и размещения в ЕИС.
Многие нормативные акты, которые ранее регулировали вопросы планирования закупок, утрачивают свою силу с 01.01.2020 года:
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1043;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 554;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555;
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1168;
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1543.
План-график на 2020 год: когда можно вносить изменения
Законом и правительственным актом предусмотрены следующие ситуации, когда в документ по планированию закупок могут быть внесены изменения:
- если к закупаемым заказчиком ТРУ изменились требования, предусмотренные статьей 19 Закона о контрактной системе; например, количество, потребительские свойства, предельная цена и т.д.;
- при изменении объема бюджетных средств, выделяемых на закупки;
- в случае реализации решения, принятого при общественном обсуждении;
- использование экономии бюджетных средств, образовавшейся при проведении закупок;
- уточнение сведений об объекте закупки;
- заказчик получил предписания контрольного органа;
- закупка признана несостоявшейся;
- контракт расторгнут;
- иные ситуации, которые нельзя было предвидеть при формировании документа по планированию закупок.
Ответственность за нарушения правил и сроков публикации
В настоящее время Кодекс об административных правонарушениях в рамках статей 7.29-7.32.1, а также в рамках статьи 7.32.5 формулирует перечень основных штрафных санкций, которые могут быть применены к должностным лицам и государственным заказчикам за нарушения, допускаемые в отношении составления и публикации плана-графика.
Вид нарушения | Размер штрафа |
Неправильно выбран способ для определения потенциального исполнителя | 30 000 рублей |
Закупка проводится другим способом, нежели установленные аукцион или конкурс | 50 000 рублей |
Включены в план-график закупки тех товаров, которые не соответствуют целям функционирования госзаказчика, а также нет обоснования такой закупки или ее НМЦК | От 20 000 до 50 000 рублей |
Несвоевременная публикация в ЕИС | От 5 000 до 30 000 рублей |
Неразмещение плана-графика в ЕИС | 50 000 рублей |
Извещение о закупке размещено ранее, чем через 10 дней после внесения последних изменений и публикации измененного плана-графика в ЕИС | 30 000 рублей |
Опубликованы извещения по закупкам, которые в план-график не внесены | 30 000 рублей |
Размещено извещение о закупке, включенной в план-график, в отношении которой вынесено предписание о признании ее не соответствующей требованиям законодательства | 30 000 рублей |
Порядок составления обоснования НМЦК или самой закупки, в том числе их полное непредставление | 10 000 рублей |
Выявлено нарушение порядка и сроков, которые установлены для обязательного обсуждения проводимых закупок | 30 000 рублей |
Допущена просрочка в произведении оплаты тех товаров, механизм оплаты которых предусмотрен действующим планом-графиком | От 30 000 до 50 000 рублей за первичное нарушение, за повторное – штраф и проведение проверки, по которым может быть назначено ограничение в части расходования бюджетных средств. |
Внесение изменений в ЕИС
Рассмотрим процесс внесения изменений на примере. Довольно часто на практике в плане закупок и плане-графике фигурирует процедура одной стоимости, а по факту контракт заключается на меньшую сумму. То есть получается экономия, которую планируется потратить на другие закупки. Это нужно отразить в плановых документах.
Например, планировалось произвести закупку на 152 тыс. рублей, а по факту цена контракта составила 140 тыс. рублей. Нужно отразить экономию в размере 12 тыс. рублей в плановых документах. Порядок действий таков:
-
В ЕИС перейти в план закупок и выбрать строку с той процедурой, по которой получена экономия:
-
Войти в эту закупку и перейти в раздел «Объем финансового обеспечения закупки». В нем внести точную стоимость заключенного контракта:
-
Перейти в раздел «Обоснование внесения изменений» и указать причину. В примере — использование экономии:
- Опубликовать измененный план закупок.
- Войти в план-график. В нем должны отразиться изменения, сделанные в плане закупок:
-
Во вкладке «Позиции плана-графика» в графе «Остаток финансового обеспечения в позиции плана закупок» будет отражена разница между планируемой и реальной ценой контракта со знаком минус:
-
Во вкладке «Общие сведения о позиции» в разделе «Сведения о финансовом обеспечении закупки» будет фигурировать остаток финансового обеспечения, равный той же сумме. Ниже будет указана начальная (максимальная) цена контракта без изменения:
-
-
В разделе «Сведения о финансовом обеспечении закупки», отметить галочкой пункт «Изменить планируемые платежи для отражения в плане-графике экономии…» и в строке «Планируемые платежи» указать правильную сумму:
В этом случае во вкладке «Обоснование внесения изменений» должна быть указана причина «Использование экономии, полученной при осуществлении закупки»:
- Опубликовать измененный план-график.
На этом все — изменения в плановые документы внесены.
Этапы подготовки плана-графика
Этап 1. Подготовка к формированию плана-графика размещения заказа
Шаг 1. Определите совокупный годовой объем закупок СГОЗ на финансовый год
- 1. Определите объем финансового обеспечения контрактов, заключенных в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в этом финансовом году.
- 2. Определите объем финансового обеспечения на планируемые в этом финансовом году закупки, по результатам которых контракты будут исполнены и оплачены в этом же финансовом году.
- 3. Определите объем финансового обеспечения на планируемые в этом финансовом году закупки, по результатам которых контракты будут исполняться в этом финансовом году и последующих годах, в части, подлежащей оплате в этом финансовом году.
- 4. По результатам расчетов определите общий объем финансового обеспечения.
Внесение изменений в план-график
Внесение изменений в план-график. Заказчику может потребоваться в течение года внести изменения в опубликованный план-график. Данная необходимость может быть обусловлена изменением потребностей в товарах (работах, услугах), сроков осуществления закупок, объемов финансирования и иными обстоятельствами.
Внесение изменений в план-график может потребоваться в следующих случаях:
- изменение более чем на 10 % стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, вследствие чего невозможно осуществить закупку в соответствии с установленной НМЦК;
- изменение планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), срока исполнения контракта;
- отмена закупки;
- образование экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возникновение обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно ;
- выдача контрольным органом в сфере закупок предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов контрактной системе в сфере закупок.
Когда размещать план закупок на 2022 ― 2022 годы
Закон «О закупках…» от 18.07.2022 № 223-ФЗ (далее — ФЗ № 223) распространяет свое действие на специальных субъектов (заказчиков), которыми, согласно части 2 статьи 1 данного ФЗ, являются государственные организации (предприятия, компании, корпорации). Основной признак таких заказчиков — доля участия в их уставном капитале государства, региона или муниципального образования, превышающая 50 процентов.
В отличие от упомянутого ФЗ № 223 закон «О контрактной системе…» от 05.04.2022 № 44-ФЗ касается закупок, которые проводятся публично-правовыми образованиями, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями за счет средств соответствующих бюджетов. Поскольку средства на проведение закупок в таком случае выделяются из бюджета, порядок разработки, принятия и размещения таких графиков регулируется исключительно законодательством.
Анонс изменений ЕИС версии 11.0
На утверждение итогового плана-графика даётся 10 дней в соответствии с ч. 10 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
Отсчёт начинается с момента:
- получения денежных лимитов на исполнение бюджетных обязательств;
- утверждения плановых показателей ведения организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Документы планирования стоит написать во время подготовки и рассмотрения законодательных актов о бюджете или при составлении плана деятельности в сфере финансов и хозяйства.
Конкретных сроков размещения нет, заказчик может планировать самостоятельно, так как без опубликованного плана-графика он в любом случае не имеет права проводить закупку.
Утвержденный документ может изменяться. В него можно добавлять правки на протяжении текущего года, такая возможность дана прописана в пунктах 1-4 части 8 статьи 16 Закона № 44-ФЗ и постановлении Правительства №1279. Поправки предлагается вносить пошагово в случаях, если требуется:
- поправить сведения об объекте закупки, порой они могут отличаться с течением времени;
- исполнить предписания контролирующих органов;
- признать контрагента несостоявшимся;
- расторгнуть контракт.
Также внесение изменений в документ возможно, если возникли другие обстоятельства, которые нельзя было предвидеть во время его утверждения.
Планирование закупок контролируют Минфин, казначейство, финансовые организации в регионах и муниципалитетах, внебюджетные фонды. Важно подавать правильно заполненные документы вовремя.
За нарушение сроков формирования электронных документов планирования и несвоевременные изменения в них могут устанавливать различные виды взыскания. В соответствии со статьей 7.29.3 КоАП должностным лицам грозит штраф от 5 до 30 тыс. рублей.
Пошаговая инструкция для подготовки плана-графика госзакупок по новым правилам:
- Заполнить первый раздел: в шапке указать полное наименование, код причины постановки на учет в налоговой службе, ИНН налогоплательщика, форму собственности (кода ОКФС); организационно-правовую форму (ОКОПФ); место расположения и код ОКТМО, номер телефона и адрес электронной почты.
- В разделе 2 нужно указать код идентификации (часть 3 статьи 23 44-ФЗ).
- В позиции 3 следует внести описание объекта закупочной процедуры.
- Далее требуется указать год, в котором планируется провести госзакупку.
- Заполнить поле о размерах финансирования на ближайший год и плановый период, обозначить ожидаемые платежные показатели (конкретные суммы).
- В разделе, касающемся общественного обсуждения, требуется отметить «да» или «нет».
- Дальше следуют сведения об организации централизованных закупок по статье 26 44-ФЗ и совместных тендерах, каждый из которых следует отметить.
План-график предназначен для планирования закупок. Вы можете провести закупку, только если она включена в него (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Разместить в ЕИС извещение, документацию о закупке (направить приглашение принять участие в закрытой закупке) можно, только если в них содержится информация, которая соответствует указанной в плане-графике (ч. 10 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Включите в план-график (ч. 2 ст. 16 Закона N 44-ФЗ):
- идентификационный код закупки;
- наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;
- объем финансового обеспечения;
- сроки (периодичность) проведения закупок;
- информацию об обязательном общественном обсуждении;
- иную информацию, определенную Правительством РФ.
Обратите внимание: Правительство РФ может установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закрытых закупках и об отдельных закупках по п. 3 ч. 2 ст. 83.1, ч. 1 ст. 93, ст. 111 Закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Полагаем, вместо форм плана-графика, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 N N 553 и 554, будут утверждены новые формы.