Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионное обеспечение личного состава органов управления и подразделений ГПС осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению − ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (в ред. Федеральных законов N 187-ФЗ от 18.07.2009 г., N 213-ФЗ от 24.07.2009 г.).

Военнослужащие − граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в ред. Федеральных законов N 116-ФЗ от 25.07.2002 г., N 86-ФЗ от 30.06.2003 г., N 404-ФЗ от 28.12.2010 г.).

Виды пенсий

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

— федеральные государственные гражданские служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;

  2. пенсия по старости;

  3. пенсия по инвалидности;

  4. пенсия по случаю потери кормильца;

  5. социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается следующим гражданам:

  • федеральным государственным служащим;

  • военнослужащим.

Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении по следующим основаниям:

  • ликвидация федеральных органов государственной власти, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в феде­ральных органах государственной власти;

  • достижение предельного возраста, установленного федеральным за­коном для замещения должности федеральной государственной службы;

  • увольнение по собственному желанию в связи с выходом на госу­дарственную пенсию.

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на го­сударственной службе, дающей право на эту пенсию.

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за вы­слугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Пенсия по старости

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Пенсия по старости назначается следующим категориям граждан, ко­торые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф:

— граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

  • граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС;

  • граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катаст­рофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

  • граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

  • граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (пе­реселяемые) из зоны отселения;

  • граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их пересе­ления в другие районы и др.

Пенсия по инвалидности

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступ­ления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показа­ниям.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам:

  • военнослужащим;

  • участникам Великой Отечественной войны;

  • гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техноген­ных катастроф.

Социальная пенсия

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам:

  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой дея­тельности III, II и I степени;

Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002 г.

Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим

-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;

-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;

-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.

Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30.06.2003 г.

Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.

В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:

-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;

-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.

В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 г.)

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12.12.2011 г., который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.

Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

При этом:

-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:

-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих пенсионное обеспечение

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Пенсионное обеспечение в системе мчс россии

В соответствии с законом 4468 пенсия военнослужащим по выслуге лет назначается лицам, которые имеют предусмотренную этим законом выслугу на различных службах. К таким службам относятся:

  • военная служба;
  • служба в органах внутренних дел;
  • служба в Государственной противопожарной службе;
  • служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Сразу отметим, что военный для назначения пенсии по выслуге не обязательно должен проходить службу в какой-то одной из перечисленных служб. Он может быть какое-то время, например, военным, потом работать в органах внутренних дел или в уголовно-исполнительной системе. То есть допустимы любые сочетания видов служб.

Одним из основных условий назначения военной пенсии по выслуге является увольнение из рядов Вооруженных сил или органов и служб, перечисленных выше.

Пенсия в связи с выслугой лет назначается:

  1. лицам, проходившим военную службу, в том числе по контракту, в Вооруженных Силах РФ и СНГ, в органах пограничной службы РФ, внутренних и Железнодорожных войсках и т.п., и семьям этих лиц;
  2. лицам, проходившим военную службу в ВС, органах Комитета государственной безопасности, внутренних и Железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР, и семьям этих лиц;
  3. лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и в органах уголовно-исполнительной системы, и семьям этих лиц;
  4. лицам, проходившим военную службу в других государствах, и семьям этих лиц (при условии, что договорами, заключенными Российской Федерацией с этими государствами, предусмотрена такая возможность);
  5. лицам, проходившим военную службу, в том числе по контрактам, и семьям этих лиц, проживающим в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками СНГ, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения;
  6. лицам, которые во время Великой Отечественной войны занимали командные должности.
Читайте также:  Когда будет Пасха в 2023 году?

В соответствии с законом 166-ФЗ пенсия по выслуге назначается лицам, проходившим военную службу по призыву.

Военное законодательство, нормативно-правовые акты

Пенсионные выплаты военнослужащим являются формой материальной поддержки, предоставляемой государством. Данный вид покрытия реализуется в соответствии с правом граждан на социальное обеспечение в связи с:

1. достижение определенного возраста,

2. болезнь,

3. инвалидность,

4. потеря кормильца,

5. воспитание детей,

6. иные обстоятельства, установленные законодательством Российской Федерации [ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изменениями и дополнениями].

Согласно Конституции РФ, пенсионное обеспечение военнослужащих срочной службы находится в совместном ведении РФ и ее субъектов [п. «Г» ст. 72 Конституции РФ от 12.12.1993 г. с изменениями и дополнениями], и, соответственно, полномочия по выплате пенсий военнослужащим и членам их семей возложены на законодательный орган РФ или его субъекты [ п. 2 ст. 39 Конституции РФ с изменениями и дополнениями]. Статья 39 (2) Конституции РФ от 12.12.1993 г. с изменениями и дополнениями.

Ниже приведена схема социальной политики в отношении призывников.

Рассматривая этот вопрос, стоит дать определение термину «военнослужащий», ниже приведены варианты:

1. в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «Об обязательной военной службе и военной службе» военнослужащий — гражданин (иностранный гражданин), проходящий военную службу по призыву/контракту

2. человек на военной службе

3. военнослужащие составляют социальную группу, состоящую из отдельных юридических лиц, выполняющих определенные общественно необходимые функции и исполняющих обязанности в созданных и государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, являются:

1. Федеральный закон № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

3. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

4. Указ Президента Российской Федерации от 18.02.2005 № 176 «О введении ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям граждан».

В Российской Федерации военнослужащим и членам их семей назначаются следующие виды пенсий:

1. За выслугу лет

2. На основании инвалидности

3. В случае смерти военнослужащего его иждивенцы приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В законодательстве также четко определена группа лиц, имеющих право на это положение, — это лица, проходившие военную службу в:

1. Министерство обороны (в качестве рядовых и командиров);

2. Комиссии по внутренним делам;

3. Государственная пожарная служба;

4. Органы, контролирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ; 5;

5. Правоохранительные учреждения и органы.

В пенсионной системе существует список лиц, приравненных к военнослужащим, а именно.

— Лица, занимавшие во время Второй мировой войны руководящие должности, приравненные к офицерским, и их семьи имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и лица, служившие в армии в качестве офицеров, и их семьи.

— Бывшие призывники, занимавшие офицерские должности в воинских частях, штабах и объектах действующей армии во время Второй мировой войны, и их семьи

— Бывшие призывники, прошедшие длительную военную службу.

— Женщины, прошедшие добровольную действительную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и сержантов, а также члены их семей.

Таким образом, пенсия по старости военнослужащих и членов их семей может быть выделена в отдельную отрасль пенсионного права. Законодатель четко определяет виды пенсий и группу лиц, имеющих право на эти виды пенсий, а также ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

Назначение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца военнослужащим и членам их семей осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной власти, а также членов их семей [ ст. 8 ФК от 15.12.2001 № 166-фз (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»]».

Существуют различные виды пенсионного обеспечения, соответственно, пенсии назначаются различным категориям граждан. Возможные варианты распределения пенсий рассмотрены ниже.

1. пенсия за выслугу лет может быть назначена:

а) граждане, имеющие стаж военной службы, и (или) службы в органах внутренних дел, и (или) службы в государственной противопожарной службе, и (или) службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) граждане, уволенные со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигшие на день увольнения 45 лет, имеющие общую продолжительность службы 25 календарных лет и более, в том числе не менее 12 лет и 6 месяцев военной службы, и (или) службы в органах внутренних дел, и (или) службы в Государственной противопожарной службе, и (или) службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом «б» указанного раздела в стаж работы включаются — период работы, исчисленный до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; — период страхового стажа, исчисленный и подтвержденный в порядке, установленном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Срок службы для назначения военной пенсии определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №. 941 «Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий, пособий и льгот лицам, проходившим военную службу на должностях офицеров, сержантов, унтер-офицеров и военнослужащих специальных боевых подразделений или по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и унтер-офицеров, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы России, и их семьям».

2. право на пенсию по инвалидности могут иметь следующие лица

Граждане, ставшие инвалидами в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо если инвалидность наступила позже, но вследствие ранения, контузии, травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

3. если военнослужащий умер во время прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, либо умер позднее, но в результате ранения, контузии, травмы или заболевания, полученных во время прохождения военной службы, то право на пенсию по случаю потери кормильца, за которой могут обратиться нетрудоспособные члены семьи, имеют следующие категории лиц

Споры о назначении и выплате пенсий военнослужащим и их семьям, взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в соответствии с подчиненностью пенсионных органов или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [ Вдовин В.И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия. 2003.].

Согласно действующему законодательству, размер пенсий военнослужащих зависит от их должностных окладов. Несмотря на то, что их зарплаты растут, уровень пенсий солдат остается на прежнем уровне. В то же время гражданские пенсии растут и по своему уровню почти догнали военные пенсии. В Российской Федерации сложилась практика увеличения денежного довольствия военнослужащих путем введения различных надбавок и дополнительных выплат. В то же время не увеличивается их денежное довольствие и, соответственно, не увеличиваются военные пенсии. Решение этой проблемы может быть в виде законопроекта, который увеличит оклады и денежное довольствие военнослужащих за счет отмены некоторых бонусов и надбавок.

Следующая проблема заключается в том, что многие военнослужащие трудоспособного возраста (30-40 лет) уходят на пенсию, но не могут найти достойно оплачиваемую работу из-за отсутствия опыта работы в гражданском секторе. Решение этой проблемы есть, но оно требует длительной подготовки, нормативной и материальной. Во-первых, можно реструктурировать ряд оборонных предприятий, чтобы «отставные» солдаты могли получить работу. Во-вторых, следует ввести упрощенные процедуры приема на работу этих людей и их зачисления в учебные заведения для переподготовки.

Еще одной проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих является несоответствие, возникающее между устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства РФ. Граждане, чьи права были нарушены в результате этого, неоднократно обращались в суды. Для решения этой проблемы был принят Федеральный закон № 156-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пенсионного обеспечения». Согласно данному КЗ военнослужащие, при условии соответствия требованиям, предъявляемым к пенсии по инвалидности, имеют право на пенсию по выслуге лет или по инвалидности и одновременно на пенсию по инвалидности (за исключением ее базовой части). Работа в этом направлении ведется государством и по сей день, но спорные ситуации остаются.

Другой проблемой является отсутствие контроля со стороны государственных органов за социально-экономическим и правовым статусом призывников, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Эту проблему можно решить путем ведения реестра лиц, прошедших/уволенных с военной службы, и членов их семей, в котором можно было бы отслеживать материальное, социальное и правовое положение данной категории граждан. Такая мера поможет быстро и эффективно выявлять тех, кто наиболее остро нуждается в помощи государства.

Еще одна проблема — изменения в пенсионной системе в 2002-2004 годах, в результате которых пенсионная система была урезана. С 1 июля 2002 года военные пенсионеры больше не могут оплачивать половину стоимости жилья и коммунальных услуг. Решением этой проблемы может стать принятие законопроекта о пересмотре тарифов на коммунальные услуги для этих категорий граждан.

Таким образом, существует множество проблем, связанных с реализацией прав военных пенсионеров. Это размер пенсии, порядок ее установления и расчета, а также длительные сроки рассмотрения заявлений. Государство решает эти проблемы, принимая законопроекты и постановления, которые регулируют порядок обращения за пенсией.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Источник опубликования: СЗРФ № 31, ст. 4398.

    2. Федеральный закон от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Источник опубликования: СЗРФ Выпуск № 51, 2001 г. ст. ст. 4831

    3. Федеральный закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» Источник опубликования: СЗРФ Выпуск №6, 1997 г. ст. 711

    4. Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Источник опубликования: «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 328.

    5. Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям граждан»

    Источник опубликования: СЗРФ Выпуск № 8, 2005 г. ст. 630

    6. Галаганов В.П. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Галаганов. — 7-е изд., испр. — М.: «Академия», 2013. — 448 с.

    7. Труды ИСА РАН 2006. Т. 23 А.И. Федотов — 320-324 с.

    8. Вдовин В.И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия. 2003. — 120с.

    9. Сайт «военный пенсионер»

    10. Сайт администрации г. Ярославля

    11. Официальный сайт «Российской газеты»

    12. Сайт юридической консультации

    13. Поисковая система «Гарант»

    14. Словарь юридических терминов

    15. Сайт пенсионного фонда РФ

Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.

Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.

В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Среди всех видов социально-экономического права, имеет большое значение право человека на получение пенсионного обеспечения. В ходе реформирования российской пенсионной системы с начала 2000-х годов претерпели изменения многие ее параметры. Они связаны с масштабными экономическими новациями, имевшими место в начале 90-х годов ХХ столетия, и испытаниями, через которые проходила российская экономика в годы кризисов. Все это непосредственно отражалось на пенсионной системе и требовало ее встраивания в современные реалии. Изменения затрагивали обе составные части отечественной системы пенсионирования – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. По мере развития системы пенсионного обеспечения наиболее подверженной изменениям оказалась ее ключевая составляющая – подсистема обязательного пенсионного страхования. Акцент только на одной части пенсионной системы оставляет без внимания другую ее составляющую – государственное пенсионное обеспечение. Здесь тоже есть свои проблемы, которые требуют обсуждения и поиска решений. Если стоит задача формирования единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы, то необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (неразрушающей) дифференциации.

В соответствии с нормами закона каждому гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан в виду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к таковым относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряженных с определенной нагрузкой в виду специфики труда.

Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан.

Наиболее актуальным вопросом в области государственной гражданской службы является пенсионное обеспечение, которое регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы», а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Что касается степени разработанности проблемы, то проблематика пенсионного обеспечения активно изучалась такими исследователями как Михайлова С.В., Гудков А.В., Якушев Л.П., Кудлаева Ю.О., Кривицкий Е.Ю., Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. и большим рядом других авторов исследователей.

Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, находящиеся во взаимосвязи с системой выплаты пенсии федеральным государственным гражданским служащим.

Предмет работы – правовые аспекты указанных проблем и база нормативно-правовых актов, регулирующая выплату пенсии федеральным государственным гражданским служащим.

Цель работы – изучение правовых оснований пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.

Читайте также:  Что делать, если ордер на квартиру утерян

Задачи работы.

  1. Изучить сущность и правовые основы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.
  2. Проанализировать государственную политику реформирования сферы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.
  3. Рассмотреть виды пенсий и условия ее получения федеральными государственными гражданскими служащими.
  4. Провести анализ применения пенсионного законодательства в отношении федеральных государственных гражданских служащих;
  5. Обозначить Проблемы назначения и выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим;
  6. Предложить рекомендации для получения пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих,

При проведении исследования использовались следующие методы познания: системного анализа, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.

Теоретической базой исследования являются научные труды в области пенсионного обеспеченияфедеральных государственных гражданских служащих, Н.И. Сапожникова, А.В. Агеева, М.В.Беспалов, О.И. Курылева,Соловьевым А.К. Ерохиной Т.В и других авторов, относящиеся к проблематике диплома.

Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

8) Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

9) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

10) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

11) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

12) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, лицо должно соответствовать трем необходимым условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Во-первых, лицо должно быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Во-вторых, для получения права на трудовую пенсию лицо должно быть застраховано в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В-третьих, лицо должно выполнить условия, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях», необходимые для получения трудовой пенсии.

Гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» признаются лица, которые имели гражданство РФ на день вступления Федерального закона «О гражданстве РФ» в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., и которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Приобретается гражданство РФ в соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» по трем основаниям:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство;

3) в результате восстановления в гражданстве.

По иным основаниям гражданство РФ может быть приобретено только в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» либо в соответствии с международными договорами. Порядок приобретения гражданства по рождению устанавливает ст. 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», в соответствии с которой ребенок приобретает гражданство РФ:

1) если на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ;

2) если один из родителей имеет гражданство РФ, а второй является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим;

3) если один из родителей является гражданином РФ, а второй – иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ или если в ином случае ребенок останется без гражданства;

4) если оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;

5) если ребенок находится на территории РФ, а его родители неизвестны и в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка не объявятся.

Гражданство РФ в результате приема в гражданство может быть приобретено в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ «О гражданстве в РФ» в общем и упрощенном порядке. Прием в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании соответствующих заявлений.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение трудовой пенсии наравне с гражданами РФ. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии с нормами этого закона иностранными гражданами являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства в соответствии с этим Законом признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Право на восстановление в гражданстве имеют иностранные лица и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ.

Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, – необходимо быть застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» застрахованными признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К их числу относятся следующие категории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ:

1) лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) лица, работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», если иное не предусмотрено международным договором РФ;

5) лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

В случае потери кормильца право на получение трудовой пенсии приобретают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, на момент его смерти находившиеся у него на иждивении.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает три вида пенсий для военнослужащих и членов их семей:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по инвалидности;

3) пенсия по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по инвалидности назначается и выплачивается лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечисленным категориям военнослужащих назначается государственная пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы. По истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы государственная пенсия может быть назначена этим военнослужащим только в том случае, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения ими военной службы.

Основаниями для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин, являются:

1) нетрудоспособность члена семьи – государственная пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается только нетрудоспособным членам их семей;

2) гибель или смерть военнослужащего. Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих только при наличии обоих оснований.

Пенсия назначается:

1) в случае гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы;

2) в случае гибели военнослужащего в течение трех месяцев после увольнения с военной службы;

3) в случае смерти военнослужащего по истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

По установленному законом правилу лицо теряет право на пенсию по инвалидности, если инвалидность наступила вследствие совершения им преступления. То же правило распространяется на лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Если смерть или инвалидность кормильца наступили вследствие совершенного им преступления, то нетрудоспособным членам его семьи вместо пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца назначается социальная пенсия.

Установленная пенсия за выслугу лет, назначается и выплачивается военнослужащим в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей». В соответствии с законом право на пенсионное обеспечение приобретает основная часть всех категорий военнослужащих.

Статья 1 вышеназванного Закона устанавливает перечень лиц и их семей, имеющих право на пенсионное обеспечение. К ним относятся: лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, проходившие военную службупо контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в:

1) Вооруженных Силах Российской Федерации;

2) Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

3) Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации;

4) внутренних и железнодорожных войсках;

5) федеральных органах правительственной связи и информации;

6) войсках гражданской обороны;

7) органах федеральной службы безопасности;

8) органах внешней разведки,

9) иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в:

Читайте также:  Можно ли платитьь задолженность за свет частями

а) Вооруженных Силах СССР;

б) органах комитета государственной безопасности СССР;

в) внутренних и железнодорожных войсках СССР;

г) других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством СССР.

Если указанные лица проживают на территории государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, то право на пенсионное обеспечение по российскому законодательству они приобретают только в том случае, если в этих государствах не предусмотрено пенсионное обеспечение на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу. На равных основаниях с военнослужащими право на пенсионное обеспечение, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» имеют:

1) лица, которые в период Великой Отечественной Войны занимали командные должности, соответствующие офицерским в советских партизанских отрядах и соединениях и их семьи;

2) бывшие военнослужащие, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи;

3) лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе;

4) женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – этой категории лиц пенсии назначаются на тех же основаниях, что и лицам, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

Право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц» предоставляется военнослужащим:

1) имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более;

2) по достижении предельного возраста, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, не менее 12 лет и шести месяцев из которых составляет военная служба.

Пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается военнослужащим всех категорий, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Пенсия по инвалидности назначается на тех же основаниях, что и по Закону «О государственном пенсионном обеспечении»:

1) если инвалидность наступила в период прохождения военной службы;

2) если инвалидность наступила в течение трех месяцев после окончания военной службы;

3) если инвалидность наступила по истечении трех месяцев со дня окончания военной службы, но вследствие контузии, увечья, ранения или заболевания, полученных во время прохождения военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходившим военную службу по контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в том же порядке, в каком она назначается по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Основным нормативным документом, устанавливающим основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее — Закон) от 03 июля 2016 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно статье 3 Закона, он устанавливает единую систему правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей является задачей государства, которое закрепляет права, компенсации и социальные гарантии и другие меры их социальной защиты в законах и иных нормативных правовых актах, а также правовой механизм их реализации.
Период военной службы на контрактной основе засчитывается в общий период трудовой деятельности граждан и включается в период государственной службы государственных служащих и в период работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Период прохождения военной службы, в том числе в отношении офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, засчитывается как один день военной службы за два дня работы.
Время нахождения военнослужащих на должностях с повышенной опасностью для здоровья и жизни граждан засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие списки, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе в отдаленных районах или за пределами территории Российской Федерации. Как и на воинских должностях, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья гражданина, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Условия, нормы и порядок назначения пенсий, установленные указанным законом, распространяются на следующие категории военнослужащих:
1) лица, прошедшие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации в качестве офицеров, сержантов и мичманов, солдат, матросов, сержантов и офицеров по контракту внутренних и железнодорожных войск, федеральные агентства связи и информации, войска гражданской обороны, органы федеральной службы безопасности и пограничные войска, службы внешней разведки и другие воинские формирования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) офицеры, кандидаты в офицеры и прапорщики, проходившие службу в вооруженных силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках и других воинских формированиях бывшего Советского Союза.
3) проживающие на территории Российской Федерации лица, проходившие службу в качестве офицеров, мичманов, штаб-офицеров и рядовых срочной службы или по контракту в качестве солдат, сержантов, матросов и сержантов в вооруженных силах, органах безопасности и других воинских формированиях других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российская Федерация или бывший Союз Независимых Государств состоит в отношениях принадлежности.

Понятие пенсии за выслугу лет

Под пенсией в связи с юбилеем понимается пенсия, назначаемая на основании соответствующих многолетних и особых заслуг, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. В случае назначения пенсии по старости лицам, застрахованным в течение многих лет, этот стаж часто называют «стаж работы», «выслуга лет» и т.д. , «стаж» и т.д. Таким образом, пенсия по выслуге лет — это всегда «выслуга лет», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Иногда ее также называют пенсией за выслугу лет, которая устанавливается при наличии специального звания (выслуги лет) и достижении гражданином определенного возраста. В то же время в некоторых случаях пенсией по старости называют пенсию, для обоснования которой необходим длительный, специальный профессиональный стаж. Можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается четкого разграничения между этими двумя видами пенсий.
Долгосрочные пенсии вводятся не для всех работающих, а только для определенных категорий граждан. Они были введены в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников образования, летчиков, медицинского персонала, военнослужащих были введены на рубеже 1930-х годов, до того, как пенсии по старости были введены для всех наемных работников. Такие пенсии сохранились в российском пенсионном законодательстве, и в последнее время сфера их применения значительно расширилась. Основная причина — желание властей компенсировать очевидное ухудшение общей пенсионной системы в последние годы и создать привилегированные пенсионные схемы для определенных категорий работников.
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит обоснования введения юбилейных пенсий. В предыдущей Конституции его тоже не было. Теоретически введение трудовых пенсий объясняется в основном спецификой определенных видов деятельности, сервиса. После длительного периода напряженной и ответственной работы не всегда возможно и целесообразно продолжать ее по разным причинам, таким как некоторые нормальные возрастные изменения, эмоциональные и психологические перегрузки, накопленные за многие годы, и т.д. Цель юбилейных пенсий — избавить этих людей от необходимости продолжать работу на прежнем месте, чтобы в определенной степени компенсировать потерю заработка в связи с переходом на другую, обычно менее оплачиваемую, работу или полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет характерны для военнослужащих аэрокосмической отрасли, сотрудников различных правоохранительных органов и некоторых работников транспорта (машинистов локомотивов, а также судоводителей).
В Российской Федерации для некоторых категорий работников (например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, работников гражданской авиации и т.д.) основным видом пенсии является пенсия за выслугу лет, а не пенсия по старости. Размеры пенсий за выслугу лет выше, чем пенсий по старости. Для других граждан получение пенсии за выслугу лет не исключает дальнейшего перехода на более высокую пенсию по старости (педагоги, артисты, работники здравоохранения и т.д.).
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается за весь период работы. Поэтому, если нет полного установленного законом стажа, пенсия по выслуге лет не назначается. Однако из этого правила есть исключения.
Продолжительность специального стажа (выслуги лет), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для женщин и мужчин, а в некоторых случаях одинакова.

Правовая подготовка —

деятельность органов управления, подразделений, учреждений МЧС России (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (должностных обязанностей), направленная на организацию и проведение занятий по правовой подготовке должностных лиц ГДЗС, а также личного состава, имеющего квалификацию «газодымозащитник», позволяющих иметь им необходимую правовую подготовку.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим деятельность ГДЗС, является Приказ МЧС России № 3 от 09.01.2013. «Об утверждении Правил проведения личным составом ФПС ГПС аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде».

Важнейшим нормативным правовым актом, посвященным правовому регулированию деятельности ГДЗС, является Федеральный закон «О пожарной безопасности».

Важное место в правовом регулировании деятельности ГДЗС занимает Трудовой кодекс РФ (от 21 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с посл. изм.).

К важному нормативному правовому источнику, регулирующего деятельность газодымозащитной службы, относится Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ.

Важным для правового регулирования деятельности ГДЗС является Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной противопожарной службе» от 20 июня 2005 г. №385.

К числу нормативных правовых документов, регулирующиего отношения в сфере применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий на лиц рядового и начальствующего состава ГПС МЧС РФ, по назначению на должности лиц рядового и начальствующего состава ГПС МЧС РФ, освобождению их от должностей, присвоению им специальных званий и увольнению со службы относится приказ МЧС РФ от 21.07.2003 № 442 (ред. от 21.03.2013) «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

Приказ МТиСЗ РФ от 23 декабря 2014 г. № 1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»

Правовое регулирование субъектов отношений в области подготовки газодымозащитников определяется Порядком подготовки личного состава пожарной охраны (утв. Приказом МЧС России от 26.10.2017г. №472)

Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом ГДЗС ФПС МЧС России (Утв. 30 июня 2008 года, Зарегистрированы 02 июля 2008 г. № 2-4-6014-18).

Деятельность органов управления, подразделений и учреждений МЧС России в области аттестации газодымозащитников регулируется Правилами о порядке аттестации личного состава системы ГПС на право самостоятельного использования СИЗОД в среде, непригодной для дыхания, которые утверждены приказом МВД России от 09 ноября 1999 г. №86 (в настоящее время отменен и используется только справочно).

Правовое регулирование субъектов отношений в области совершенствования ГДЗС определяется Концепцией совершенствования ГДЗС в системе ГПС МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 31 декабря 2002 г. №624, которая в настоящее время потеряла актуальность.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *