Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России хотят разрешить изымать за долги дачи и участки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Изъятие для государственных или муниципальных нужд
Правильное использование земельного участка не означает, что собственник не может его лишиться. Участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ. Государственные (муниципальные) нужды имеют приоритет над частным интересом в исключительных случаях, связанных:
- с выполнением международных обязательств РФ;
- с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения:
- объекты федеральных энергетических систем и энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
- с иными обстоятельствами в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с Проектом федерального закона N 47538-6, которым среди прочего подготовлены изменения в часть первую ГК РФ, этот список планируется расширить за счет включения в него еще одного случая, когда земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о размещении объектов, предназначенных для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в целях обеспечения доступа граждан и организаций к правосудию.
Подчеркнем. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника возможно только путем выкупа.
Изъятие земельного участка у собственника в публичных интересах производится путем его выкупа (п. 1 ст. 279 ГК РФ). В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Соответственно, решение об изъятии принимает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. О принятии такого решения собственник земельного участка должен быть уведомлен письменно как минимум за год до предстоящего изъятия. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган, принявший решение об изъятии, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления (ст. 282 ГК РФ).
Как оспорить изъятие земельного участка в суде
Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.
Возникает ли доход при изъятии имущества для госнужд?
Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Иногда случается, что имущество, принадлежащее компании (как правило, земельные участки, объекты недвижимости), изымается для государственных или муниципальных нужд. В таких случаях бывшему владельцу выплачивается денежная компенсация за изымаемое имущество. Казалось бы, при этом у владельца не возникает никакой экономической выгоды, а значит, нет и оснований считать сумму компенсации доходом для целей налогообложения. Тем более что такой подход к решению данного вопроса был озвучен Президиумом ВАС еще в 2009 году. Однако чиновники Минфина до сих пор не готовы согласиться с ним. Доказательство – Письмо от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64481.
Сразу отметим: тот факт, что в комментируемом письме рассматривался обозначенный вопрос применительно к налогу на прибыль, значения не имеет. Ведь основной аргумент финансистов – перечень необлагаемых доходов в ст. 251 НК РФ, которым при исчислении налоговой базы наравне с плательщиками прибыли руководствуются и «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Следовательно, данное обстоятельство позволяет распространить изложенную финансистами в Письме № 03-03-06/1/64481 позицию (а также высказываемые судами и ФНС в отношении нее контраргументы) на плательщиков «упрощенного» налога.
Государственные органы, которые могут изъять землю
Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:
- Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
- Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
- Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:
- на основании их собственной инициативы;
- на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).
Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:
- Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
- Государственная власть, изымающая участок с целью:
- исполнения международного соглашения;
- осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
- Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.
Закон об изъятии земель
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.
В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.
Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.
Если находится в собственности
По закону существует возможность изъять земельный участок, который считается собственностью физ. лица. Но конфисковать его можно лишь в соответствии с порядком, который установлен официальными нормативными актами.
ВНИМАНИЕ! Процесс лишения участка лица, являющегося садоводом, огородником, дачником, определен положениями п. 2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ, а еще частью 3 ст.35 Конституции России, ст.44 ЗК, ст.284-287 ГК.
После изучения норм можно сделать определенные выводы:
- Для того чтобы человека участка земли, должны быть обнаружены нарушения, которые совершены им специально и систематически. В качестве подобных нарушений могут выступить, к примеру, неиспользование в соответствии с прямым назначением участка земли, который принадлежит гражданину на основе правомочий собственности;
- В качестве важнейшего условия конфискации участка, который находится в составе СНТ, выступает официальное уведомление владельца о том, что он совершает нарушения, которые могут стать причиной для изъятия;
- Лишить правомочия собственности гражданина может только суд. Внесудебные процедуры не могут быть применены к таким правовым отношениям;
- Вопрос о конфискации земельного участка может быть инициирован лишь уполномоченным госорганом или администрацией;
- Конфисковать землю можно лишь на основе его продаже путем проведения торгов. Не разрешена передача земли СНТ в собственность третьему лицу. Заинтересованные граждане могут участвовать в торгах;
- Запомните, не допускается конфискация земельного участка для СНТ в том случае, когда владелец не платит членские или иные взносы. Лишение членства не влияет на право собственности. Гражданин может стать индивидуальным садоводом;
- СНТ не может лишить садовода земельного участка.
Выше записаны главные аспекты лишения садовода правомочия собственности в отношении участка земли.
Порядок конфискации участков земли определяется текстом Гл. 7.1 ЗК России. Решения принимают:
- Уполномоченные федеральные органы ИВ: цель – недропользование (конфискация участка для нужд России).
- Исполнительного типа органы государственной власти субъекта России (при изъятии надела для нужд региона). Это возведение региональных строений, ведение работ по недропользованию.
- Администрация – для эксплуатации земли, с целью возведения на ней построек местной значимости.
Любой процесс конфискации земли происходит на основе решения уполномоченных органов ИВ, который принимается:
- на основе их личной инициативы;
- на основе заявления об изъятии надела, которое отправила организация, записанная в п.1, ст. № 56.4 ЗК России.
Подать заявление о конфискации земельного участка могут:
- Фирмы, которые владеют правомочием на ходатайство о конфискации земли у владельца с целью использования её для федеральных нужд.
- Предприятие государственного типа – для возведения на участке объектов федеральной значимости, предусмотренной программой инвестиционной.
- Государство, забирающее надел с целью:
- выполнения международного договора;
- проведения строительных и реконструкционных манипуляций.
Нарушение порядка изъятия встречается достаточно часто, в связи с чем судебные инстанции отказывают в удовлетворении требований государственных органов.
К числу самых распространенных нарушений относятся:
- нарушения процедуры принятия соответствующего решения;
- нарушение порядка уведомления владельцев земли;
- нарушения процедуры оценки.
Подобные действия со стороны государственных органов – хорошее подспорье для владельцев, которым нужно выиграть время и не допустить изъятия объекта.
Если нарушения порядка изъятия вскроются в ходе судебного разбирательства, владелец вправе:
- восстановить свои права на земельный участок;
- рассчитывать на отмену решения государственного органа;
- требовать возмещения понесенных убытков.
Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение
Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.
При расчёте размера возмещения учитывается:
- Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
- если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
- если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
- если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
- Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
- Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
- Упущенная выгода.
При определении размера компенсации не учитываются:
- постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
- неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
- постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
- постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
- любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.
Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.
Отчуждение с ускорением
Государство упростило процедуру принудительного изъятия участков в случае конфликтов с владельцами. Раньше можно было «конфисковать» недвижимость только через год со дня уведомления собственников или землепользователей о предстоящей неприятности. Теперь процесс сократился почти вдвое.
В законе определены некие временные рамки. Прежде чем направить проект соглашения правообладателю участка, необходимо произвести оценку наносимого ему ущерба и определить размер компенсации. Сделать это необходимо не позднее чем за 60 дней до отправки документов.
Допустим, собственник не согласен со сделанным ему предложением. Инициатор отчуждения участка в этом случае идет в суд, но – не раньше чем через 90 дней после отправки проекта соглашения. Примерно два месяца понадобится на рассмотрение дела в суде и вступление решения в законную силу. Итого – через семь месяцев участок может сменить владельца. «Данное упрощение в основном направлено на обеспечение интересов государственных и муниципальных органов, изымающих участок, однако защищает и права собственников, так как статус участка в течение меньшего времени остается неопределенным, а лицо быстрее получает компенсацию», – отмечает Карина Чичканова.
Интересный момент – это определение «часа икс», с которого начинается отсчет 90 дней до обращения в суд. Если активной стороной выступают публичные власти, то правообладателю участка проект соглашения об изъятии направляется заказным письмом, которое считается полученным, даже если вернулось назад. Если же земля понадобилась естественному монополисту, то он, как говорилось выше, сам ведет переговоры с владельцем. Такая организация вправе сама доставить проект документов второй стороне под расписку. При отказе принять «посылочку» она все равно считается врученной. «Очевидно, что в такой ситуации возможны злоупотребления, связанные с ложными сообщениями представителей субъекта естественной монополии о якобы имевшем место отказе правообладателя от принятия проекта соглашения. Однако это связано не с недостатками законодательного регулирования процедуры изъятия, а с добросовестностью конкретных организаций», – считает Карина Чичканова.
Уполномоченный орган по принятию решения об изъятии
Забрать землю у собственника можно только по распоряжению органа государственной власти, который уполномочен принимать данные решения в отношении земель. Какой именно госорган уполномочен решать изымать землю у граждан или нет, зависит от того, для каких нужд забирается надел:
- для федеральных нужд – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- для нужд субъектов РФ – региональные власти;
- для муниципальных нужд – местная администрация.
Решение может быть принято уполномоченным госорганом самостоятельно или по ходатайству иных организаций, перечень которых утвержден п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ. К ним относятся:
- субъекты естественных монополий;
- недропользователи;
- учреждения, с которыми заключены договора комплексного освоения территории;
- прочие организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, для которой требуется изъятие земельного надела.
Решение об изымании земли из оборота граждан должно быть принято в течение 6 лет, с даты подписания проекта планирования территории. Государство не может изъять участки, являющиеся выморочным имуществом или находящиеся в государственной/муниципальной собственности.
Срок действия принятого решения – 3 года, при этом оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев с момента надлежащего уведомления собственника надела.
С 2006 года в собственности компании «Оазис Техно» находился земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020109:77 площадью 1 403 кв.м, в с/о Новоивановское г. Москвы в районе п. Заречье. Правительство в 2009-2010 гг. запроектировало через указанный участок строительство автомобильной дороги общего пользования от 53-го километра МКАД до д. Сколково.
Для этого Правительство Московской области решило изъять у «Оазис Техно» указанный участок, но процедура не была произведена в порядке, предусмотренными на такой случай подзаконными нормативными актами. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к компании «Оазис Техно», чтобы принудительно выкупить указанный участок для государственных нужд. Однако суд отказал министерству, так как не была соблюдена процедура изъятия. Несмотря на это, на земельном участке «Оазис Техно» продолжились работы по строительству дороги и проведению коммуникаций.
Сегодня по территории земельного участка, принадлежащего «Оазис Техно», фактически проходит автодорога общего пользования. Причем линейный объект передан из собственности Московской области в собственность г. Москвы. Из-за сложившейся ситуации компания не имеет возможности ни воспользоваться принадлежащим ему имуществом, ни получить компенсацию за изъятый участок. Это и стало причиной обращения общества в Арбитражный суд Московской области.
В ходе заседания судья установил следующее. Порядок изъятия земельных участков регламентируется Гражданским и Земельным Кодексами. Пункт 1 статьи 279 ГК РФ и статья 49 Земельного Кодекса устанавливают:
- участок изымается у владельца для государственных либо муниципальных нужд посредством выкупа;
- за изымаемый участок его собственнику предоставляется возмещение;
- если на участке имеются объекты недвижимости, также возмещается их рыночная стоимость.
Порядок выкупа определен статьями 279-282 ГК РФ, согласно которым также производится выплата возмещения стоимости земельного участка.
Согласно Принудительный выкуп ЗУ происходит в соответствии с решением компетентного государственного органа и при условии компенсации владельцу равнозначного стоимости ЗУ возмещения. Сумма возмещения может быть определена по соглашению с владельцем, а также решением суда. При расчете суммы возмещения учитываются:
- рыночная стоимость земли;
- рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
- убытки, понесенные владельцем в связи с изъятием земли;
- убытки, понесенные из-за досрочного прерывания обязательств;
- упущенная выгода (недополученная прибыль).
Как посчитать убытки?
Чтобы установить размер понесенных компанией убытков, Арбитражный суд Московской области привлек эксперта. Перед специалистом была поставлена задача определить сумму компенсации. Для этого необходимо было учесть следующие моменты:
- рыночную стоимость объекта недвижимости;
- убытки, возникшие вследствие изъятия земли;
- упущенную выгоду.
Размер возмещения за изъятый участок, как посчитал эксперт, составил 11,4 млн. рублей. Из них:
- 11, 1 млн. рублей – рыночная стоимость земельного участка;
- чуть более 300 тыс. рублей составили прочие убытки.
Необходимые документы
- Свидетельство о государственной регистрации права, либо договор купли – продажи, либо Выписка из ЕГРН, либо иной документ, подтверждающий вид права на недвижимость;
- Договор аренды (в случае оценки арендованного имущества, либо оценки частичных прав);
- Сведения об имеющихся обременениях (договор залога, долгосрочной аренды);
- Технический паспорт на улучшение;
- Поэтажный план;
- Экспликация помещений к поэтажному плану;
- Кадастровый паспорт земельного участка;
- Справка о первоначальной балансовой и остаточной стоимости объекта на дату проведения оценки (собственником является юридическое лицо).
Вступает в силу закон об ускоренном изъятии земельных участков
После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).