Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По какой стороне проезжей части идти пешеходу по ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Особенности движения в темное время суток
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.
Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.
Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД
Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками. В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами.
Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора. Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.
На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.
Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.
На перекрестках и переходах, которые не регулируются, пешеходы имеют право выходить на проезжую часть только после оценки общего расстояния до рядом проезжающих автомобилей, их скоростного режима и будут полностью убеждены в своей безопасности. Если человек переходит дорогу вне пешехода, он не должен создавать помех для перемещения транспортных средств.
По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
Чтобы обезопасить перемещение пешеходов, дороги оснащаются специально отведенными участками, например, тротуарами или пешеходными дорожками. На дорогах без тротуаров пешеходам разрешается перемещение по обочине дорожного полотна. Также, если нет тротуара, пешеходу разрешено идти по велосипедной дорожке. По краю проезжей части можно двигаться только людям на инвалидных колясках или лицам, везущим объемные грузы. Пешеходам запрещено двигаться посередине дороги, а также рядом с разделительной полосой. Это не только расценивается как нарушение ПДД, но несет большую опасность для здоровья и жизни самого человека. Человек, идущий по обочине дороги, обязан направляться в сторону, противоположную движению автомобилей. Но когда пешеход ведет в руках другое транспортное средство, например, скутер или мотоцикл, он должен двигаться в ту же сторону, что и водители. Перемещаясь по тротуару, пешеход обязан придерживаться правой стороны, то есть перемещаться в направлении движения автомобилей.
Официальная трактовка на 2021 год
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
- Пешеход шёл по краю проезжей части и по ходу движения транспорта, а не против хода, чем нарушил пункт 4.1 ПДД. Водитель автобуса задел пешехода, чем нарушил пункт 10.1 и нанёс пешеходу увечья, стоившие последнему жизни. Приговор по уголовному делу назначен водителю автобуса, так как причинно-следственная связь установила, что к смерти пешехода привело нарушение 10.1 водителем автобуса, а не 4.1 пешеходом. Апелляционное постановление №22-1458/2014 оставило решение в силе.
- Решение №12-127/2017 Белгородского районного суда оставило без удовлетворения жалобу пешехода на вменяемое ему нарушение пункта 4.1 инспектором за отсутствие светоотражающих элементов в тёмное время суток вне населённого пункта.
- Решение №2-13/2016 одного из алтайских судов также оставило без удовлетворения иск к дорожной службе. Пешеход жаловался на то, что был вынужден идти по дороге, вопреки пункту 4.1 ПДД, потому что тротуар не был очищен от снега, из-за чего попал под машину и получил тяжкий вред здоровью. В иске пешеход просил суд взыскать моральный вред с дорожников за бездействие по уборке снега. Суд истцу отказал.
- Сотрудником ГИБДД пешеходу выписан штраф за нарушение 4.1 на основании того, что тот шёл по обочине вдоль дороги по ходу движения, а не против хода. Доводы пешехода при обжаловании в том, что невозможно было перейти на другую сторону дороги, потому что грейдеры при очистке снега образовали вал высотой около метра, суд не учёл и оставил постановление со штрафом в силе.
Ответственность при нарушении ПДД для пешеходов
Пешеходы, согласно действующему законодательству, тоже несут ответственность за нарушение ПДД. Она может быть административная, уголовная и гражданская.
- Административная ответственность подразумевает штрафы 500, 1000 и 1500 рублей в зависимости от последствий, которые повлекли за собой действия пешехода: без создания помех другим участникам дорожного движения и нанесения вреда здоровью, при создании помех и при нанесении вреда здоровью пострадавшего легкой или средней тяжести соответственно.
- Уголовная ответственность наступает в том случае. если его нарушение позиционируется, как преступление. От тяжести преступления зависит и наказание: нарушивший правила пешеход может быть посажен в тюрьму на срок до семи лет.
- Гражданская ответственность подразумевает собой возмещение ущерба, нанесенного пешеходом нарушением ПДД.
Кто является пешеходом по ПДД?
Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.
Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.
- лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
- граждан использующих инвалидную коляску;
- передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
- имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.
Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:
- Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
- Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
- Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.
Основные правила поведения на дороге для пешеходов
Наталья Галайда
Основные правила поведения на дороге для пешеходов
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
1. Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем — водитель не может остановить машину сразу.
2. Проезжую часть переходить только в установленных местах по пешеходным переходам убедившись в том, что приближающийся транспорт слева и справа пропускает вас.
3. Стоящие у тротуара машины закрывают вам обзор дороги. Поэтому сначала нужно выглянуть из-за стоящей машины, оценить обстановку и убедившись в безопасности переходить
4. Выйдя из автобуса или троллейбуса, не выбегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
5. При выходе из трамвая пройдите на тротуар, дойдите до ближайшего пешеходного перехода и перейдите проезжую часть.
6. Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
7. Нельзя выезжать на проезжую часть, на скейтах и роликовых коньках
8. Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
ПРАВИЛА КОТОРЫЕ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ!
1. переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
2. переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;
3. передвигаться по тротуарам;
4. пользоваться подземным переходом, если он есть;
5. не ходить рядом с проезжей частью;
6. не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;
7. уступать дорогу родителям с детскими колясками;
8. не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.
9. Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.
10. Осознать, что «зебра» не гарантирует полной безопасности. Конечно, можно считая наоборот, перебегать дорогу. Вы, конечно, будете правы, но рискуете стать покалеченными или еще того хуже. Согласитесь, быть правым инвалидом, это не лучший вариант?
11. Подходя к дороге, смотреть на приближающийся автомобиль, показывая своё намерение выйти на «зебру».
12. Только убедившись в том, что водитель вас увидел и начал тормозить, и он от вас на достаточном расстоянии, пешеход можете начинать переходить дорогу.
13. Быть внимательным: то, что водитель начал останавливаться, не гарантирует, что он на вас не наедет. Дорога может быть скользкой, резина на колёсах «лысой», тормоза плохими. Лучше дождаться, пока автомобиль не остановится полностью.
14. Всегда предполагать, что по второй полосе вполне может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может вас не видеть.
15. По переходу идти обычным шагом. Не стоит перебегать, но и «ползти» не надо.
16. В некоторых ситуациях не лишним будет кивнуть головой пропустившему водителю в знак благодарности.
В Правилах дорожного движения сказано: «Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».
Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.
Чтобы обезопасить перемещение пешеходов, дороги оснащаются специально отведенными участками, например, тротуарами или пешеходными дорожками. На дорогах без тротуаров пешеходам разрешается перемещение по обочине дорожного полотна.
Также, если нет тротуара, пешеходу разрешено идти по велосипедной дорожке. По краю проезжей части можно двигаться только людям на инвалидных колясках или лицам, везущим объемные грузы.
Пешеходам запрещено двигаться посередине дороги, а также рядом с разделительной полосой. Это не только расценивается как нарушение ПДД, но несет большую опасность для здоровья и жизни самого человека.
Человек, идущий по обочине дороги, обязан направляться в сторону, противоположную движению автомобилей. Но когда пешеход ведет в руках другое транспортное средство, например, скутер или мотоцикл, он должен двигаться в ту же сторону, что и водители.
Перемещаясь по тротуару, пешеход обязан придерживаться правой стороны, то есть перемещаться в направлении движения автомобилей.
Перемещение пешехода по проезжей части
У любого движущегося человека рано или поздно возникает нужда пересечь дорогу, и самый безопасный участок для этого — специально оборудованный переход, который может быть как наземным, так и подземным.
Когда на дороге не имеется пешеходного перехода, пересечение следует выполнять на перекрестке, но придерживаясь линии тротуара или обочины.
В случае, когда рядом нет переходов или перекрестка, пешеходам разрешается двигаться по проезжей части с целью ее пересечения, но только на хорошо просматриваемом в обе стороны участке и под углом 90° относительно раздельной линии на дорожном полотне.
На участках дороги с регулируемым движением на места для пересечения дороги указывают светофоры или регулировщики.
ГАИ: «Пешеход может идти по велодорожке. Но это не дает права велосипедисту его таранить»
— Эти пешеходы совершенно обнаглели! Идут себе по велодорожке, сигналишь — ноль реакции. С чего они взяли, что все должны им уступать? Для кого нанесли разметку? — возмущаются велосипедисты. Но и к ним у пешеходов тоже есть претензии: «Несутся по городу на сумасшедшей скорости, подрезают, на замечания не реагируют».
Взаимных упреков так много, что порой кажется, конфликт велосипедистов-пешеходов не решится никогда. Этой осенью впервые в Беларуси велосипедиста отправили на 5 лет за решетку! Напомним, молодой человек набросился с битой на пешехода, который не уступил ему дорогу. После чего дебаты между велосипедистами и пешеходами разгорелись еще с большей силой. Грозит ли пешеходу штраф за то, что он идет по велодорожке? Можно ли ездить в наушниках? Обязательно спешиваться на всех пешеходных переходах? Об этом и не только мы поговорили с Андреем Шукановым, командиром взвода дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Фрунзенского РУВД города Минска.
Если человек гуляет по велодорожке, его невозможно наказать
Встречу с сотрудником ГАИ назначаем на велодорожке возле торгового , где произошло то самое столкновение велосипедиста и пешехода. Разметка нанесена, но люди продолжают ее игнорировать: за 10 минут мне пришлось несколько раз посигналить пешеходам, которые шли по велодорожке.
Как переходить дорогу, если пешеходного перехода и светофора нет?
ПДД разрешают переходить дорогу вне переходов, если в зоне видимости их нет, но только при условии, что:
1Край дороги не огорожен и на ней нет разделительной полосы.
Не нужно перелазить через заборчики, а потом бежать через 6 полос, чтобы сократить путь домой. Водители, которые движутся по огороженным многополосным дорогам, надеются на здравый смысл пешеходов и совсем не ожидают их здесь увидеть.
2Дорога хорошо просматривается как влево, так и вправо.
Не пересекайте дорогу за подъемом или за поворотом, из-за припаркованной фуры, автобуса или кустов — водитель вас не сможет вовремя заметить и затормозить.
3Вы не мешаете проезду автомобилей и переходите дорогу только под прямым углом.
Когда вы пересекаете дорогу вне перехода, преимущество имеют автомобили. Поэтому вы должны перейти ее так, чтобы движущимся ТС не приходилось вас пропускать.
Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также находящихся в инвалидных колясках. Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.
Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.
Особенности движения в темное время суток
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами.
В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.
За отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено. Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Правила движения пешехода по проезжей части
Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД). Однако, реализовать это можно далеко не всегда. В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.
ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:
- В том же пункте 4.1 ПДД указано, что если специальное место для пеших людей отсутствует, то они могут двигаться по обочине, то есть с краю дороги, за разметкой, где уже не ездит транспорт.
- Если и обочина отсутствует, то человек двигается просто по краю дороги.
- Пешеход должен идти навстречу движения транспорта.
- Если человек катит, например, велосипед или мопед, то может двигаться по направлению движения транспорта. Это правило распространяется и на тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.