Проверка организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.

Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.

Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.

Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии — есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

Читайте также:  Выплаты за второго ребенка в 2023 году

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

В чем суть выездной налоговой проверки

Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.

Читайте также:  Как получить наследство: пошаговая инструкция

Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.

Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.

Зачем надо проверять контрагентов

Формально законодатель не обязывает хозяйствующие субъекты проверять контрагентов — каждое юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе свободно выбирать партнеров для сотрудничества. Это правило имеет отдельные оговорки, например госзаказчики выбирают поставщиков, подрядчиков и исполнителей на основании конкурентных процедур, но это исключение, подтверждающее правило.

В целом каждый субъект предпринимательства вправе проверить организацию по ИНН, ОГРН или иному реквизиту, если он того желает, но не обязан это делать.

Практика работы налоговых и судебных органов показывает, что проверка предприятия по ИНН, ОГРН, КПП, адресу и другим известным реквизитам необходима до подписания каких-либо официальных соглашений.

Есть несколько причин найти организацию по ИНН или иному реквизиту и до начала сотрудничества проверить ее репутацию:

  1. Собственные риски компании. Убедиться в благонадежности будущего партнера важно во избежание собственных рисков, связанных, например, с тем, что этот партнер не исполнит обязательства, не перечислит деньги, поставит бракованный товар или иным образом создаст проблемы для работы компании.
  2. Намерение в будущем получить налоговую выгоду, например принять к вычету НДС или учесть оплату услуг контрагента в расходах по УСН. Если партнер компании вызовет подозрения у налоговиков, документы по сделке с ним не примут для оформления льготы, и компания понесет дополнительные расходы.
  3. Нежелание подпадать под налоговые проверки. Сотрудничество с неблагонадежными компаниями роняет тень на налогоплательщика, и он становится предметом интереса налоговиков, что в результате грозит выездной налоговой проверкой.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Как мы уже отмечали, причина всегда имеет место. Систематического характера процедура не носит. А значит, существует целый ряд законных претензий, с помощью которых и принимается решение о назначении этого исследования. ВПН часто назначают, если есть подозрения на исправления или недостоверности данных, отраженных в декларации. Это самый частый случай. Плюс, роль играет и срок передачи. Если отчетность поступила с солидным опозданием – это тоже своего рода тревожный звоночек.

Если до этого у предприятия уже были трудности с выплатой отчислений в пользу бюджета РФ, уже накоплены определенные санкции от ФНС – это еще дополнительный балл в пользу ВПН. Не менее важным является и организационный статус компании. Если система налогоплательщика недавно была изменена на одну из форм упрощенки, внимание тоже будет пристальное. Тем более, сотрудники могут захотеть просто проверить, действительно ли соблюдены условия перехода.

Проведение налоговой проверки: как себя вести

Проверка (за исключением коварной контрольной закупки) проводится так: инспектор или группа инспекторов приходят на место ведения деятельности, показывают служебные удостоверения и решение о проведении проверки, подписанное руководителем местной налоговой. На этом этапе не лишним будет проверить правильность заполнения документов. Главное, на что обращаем внимание — состав лиц, указанных в качестве проверяющих и то, что будут проверять.

Сразу лайфхак: обнаружили несоответствие — скромно промолчите и дайте контролерам закончить начатое. А потом технично и изящно оспорите в суде все результаты. Они будут признаны судом недействительными если, например, состав группы проверяющих отличается от указанного в решении. То есть, написали инспектора Иванова, а пришел инспектор Петров. Так нельзя, проверять вас имеет право только Иванов.

Налоговые инспекторы просто обожают проводить проверки совместно с другими службами: полицией, прокуратурой и так далее. По закону так можно, но эти лица тоже должны быть вписаны в документы проверки.

Идем дальше. Вообще лучше сотрудничать с инспекторами с самого начала. Попросили дать такие-то бумаги — дайте. Кстати, на момент мероприятия все документы, имеющие к нему отношение, должны быть на точке продаж. Отговорка формата “всё дома у директора (бухгалтера)” не устроит инспекторов и может стать основанием для наложения штрафа.

Инспекторы могут проверить:

  • порядок применения онлайн-касс;
  • ведение бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • хозяйственную деятельность;
  • учет денежных средств (соответствие денег в кассе тому, что указано в отчетах);
  • соблюдение предпринимателем налогового законодательства.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится без выезда инспекторов, непосредственно в ИФНС. Инспектор анализирует и проверяет изначально предоставленные декларации, отчеты, если инспектор находит ошибки или документы требуют уточнения, то он начинает камеральную проверку документов и отчетности и просит вас в течении срока этой проверки внести исправления или уточнения ошибочных данных. Срок камеральной проверки: в течении 3-х месяцев в среднем и нет необходимости выносить решение о проведении проверки в отношении организации.

Читайте также:  ОСАГО 2023: что изменилось, где оформлять выгоднее и планируется ли подорожание

Налоговики не имеют право

Инспекторы налоговой службы не имеют право на:

  • проводить в отношении одного плательщика более двух выездных налоговых проверок в течении года;
  • без участия 3-х лиц проводить осмотр территории, складов, предметов налогоплательщика;
  • требовать нотариально заверенные копии документов;
  • производить выемку документов в ночное или нерабочее время;
  • привлекать в качестве экспертов и понятых сотрудников ФНС.

Выездная налоговая проверка ООО в первые три года

Если какая-либо компания была выбрана контролирующими органами для проведения выездной проверки, сразу решается вопрос о наличии достаточных оснований для проведения проверок также у контрагентов данной компании и аффилированных лиц. В план ближайших выездных проверок в приоритетном порядке включаются фирмы, подозреваемые (на основании полученной информации) ревизорами в участии в схемах, направленных на минимизацию налоговых обязательств или на уход от уплаты налогов в принципе. Также в план проверок попадают предприятия, чья финансово-хозяйственная деятельность была проанализирована контролирующими органами ранее, в результате чего были получены подтверждения наличия правонарушений с их стороны.

Важно! Ни в одной статье НК РФ не содержится ограничений по поводу срока функционирования предприятия при назначении выездной проверки. Это означает, что мнение об отсутствии проверок в течение первых 3 лет работы компании является ошибочным.

Действительно, предприятия редко подвергаются проверкам в первые 3 года своего существования, поскольку шансов у контролирующих органов обнаружить нарушения тем меньше, чем короче срок осуществления хозяйственной деятельности. А потому выделять ресурсы на проведение проверок молодых фирм нецелесообразно, если на то не имеется весомых оснований.

Несмотря на то, что главной задачей проведения ревизий является доначисление налогов, могут быть и иные основания для организации контрольных мероприятий. Например, выездная проверка будет организована, если:

  • В налоговую службу поступил запрос из Министерства внутренних дел на проведение совместной проверки по причине обнаружения факта сокрытия доходов или «ухода» от уплаты налогов и сборов в бюджет (подобные инициативы от МВД наблюдаются в случае, если ранее были проведены оперативно-розыскные мероприятия, или в ведомство поступила жалоба).
  • ООО было реорганизовано либо ликвидировано.
  • Налоговая служба получила от компании заявление о возмещении крупной суммы налога на добавленную стоимость из бюджета.
  • ФНС РФ обнаружила недостоверные сведения в поданной компанией декларации.

Ответы на распространенные вопросы о том, как проводится налоговая проверка ООО в первые три года

Вопрос №1: Привлечет ли внимание налоговой инспекции неоднократное снятие молодой компании с налогового учета с последующей постановкой ее на учет в другом отделении ФНС?

Ответ: Да, в отношении фирм, которые несколько раз меняли место своего нахождения, часто проводятся контрольные мероприятия, даже в течение первых 3 лет существования такого предприятия.

Вопрос №2: Бухгалтер молодой фирмы сообщил руководству о том, что наблюдается значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере коммерческой деятельности. Станет ли это поводом для проведения налоговой проверки?

Ответ: Да, существенное отклонение уровня рентабельности от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности привлекает внимание налоговой инспекции, в результате чего назначаются контрольные мероприятия.

Как оценить вероятность назначения выездной проверки

Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.

К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
  • декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
  • декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
  • сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
  • непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
  • так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *