Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поговорим о транспортной экспедиции (Панкратова А.В.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.
Оценка экспедиторских услуг
Расчет оплаты работы экспедитора осуществляется исходя из данных, указанных в накладной, по тарифам такого специалиста (организации), которые могут повышаться в одностороннем порядке.
Если вы заинтересованы в качественном бухгалтерском обслуживании экспедиционной деятельности, предлагаем обратиться в нашу компанию. Сотрудничество с нами позволит больше не беспокоиться о ведении счетов и налогообложении без необходимости содержать целый штат бухгалтеров.
Наша специализация – предоставление бухгалтерской помощи организациям, частным предпринимателям и другим лицам. Сотрудники компании отлично разбираются в вопросах бухучета и уплаты налогов в сфере транспортной и экспедиторской деятельности.
Мы предоставляем каждому клиенту точный расчет стоимости услуг, что позволяет узнать о будущих расходах заранее. Все условия прозрачны и выгодны для вас!
Обращайтесь в нашу компанию, и в ваших отчетах все будет точно и грамотно. Благодаря нашей совместной работе контролирующие органы не смогут предъявить никаких претензий к вашей работе и ее оформлению. Мы обеспечиваем качественное бухгалтерское обслуживание и выполнение всех действующих требований к налогообложению.
Оставить комментарий к документу
Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.
Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Договор транспортной экспедиции», а также задать вопросы
, связанные с ним. Если вы хотите оставить комментарий с оценкой , то вам необходимо оценить документ вверху страницы Ответ для |
Какие документы необходимо иметь при доставке товара?
Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:
- счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
- товарную накладную по форме ТОРГ-12;
- прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).
ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.
ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:
- о сторонах сделки;
- перевозимых ТМЦ;
- дополнительных документах;
- транспортном средстве, осуществляющем доставку;
- пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
- дате доставки груза;
- прочие данные.
При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.
Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:
- номер ТТН;
- дату ее составления;
- информацию о товаре;
- реквизиты участников сделки;
- прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Оформление экспедитором счетов-фактур при оказании услуг по организации перевозок в рамках договора транспортной экспедиции.
Министерство финансов Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА в Письме от 3 октября 2012 года N ЕД-4-3/16555 (О порядке выставления счетов-фактур по НДС при оказании услуг экспедиции) сообщает следующее:
Согласно п.3 ст.168 и п.3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счета-фактуры выставляются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), и поэтому в счетах-фактурах указываются данные по реализуемым продавцом товарам (работам, услугам). В соответствии с п.1 ст.801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедиторами или клиентом, обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, то в счете-фактуре по услуге экспедитора следует отражать сумму его вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента. Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации услуг по перевозке груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. В связи с этим и принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, для комиссионеров (агентов).
Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.
Свое несогласие с возложением ответственности в виде возмещения ущерба за утрату груза ответчик обосновывал следующим.
1. Ответчик не принял от истца заявку на оказание экспедиционных услуг.
Ответчик сослался на пункт договора, в соответствии с которым он принимает на себя обязательства согласно условиям договора и конкретным условиям по каждой непосредственной перевозке, согласованной сторонами в разовой заявке. При этом заявка считается принятой, а ее условия согласованными после получения от экспедитора письменного подтверждения, которого ответчик истцу не направлял. Более того, на заявке в нарушение условий договора отсутствуют подпись и печать экспедитора, что подтверждает тот факт, что заявка сторонами согласована не была и у ответчика как экспедитора и вовсе не возникло обязанностей по ее исполнению.
2. Ответчик не принимал груз к перевозке.
Ответчик заявил, что он не имеет никакого отношения к перевозке груза, поскольку функцию перевозчика не выполнял и не мог выполнять. У ответчика отсутствуют собственные автомобили для перевозки грузов в международном сообщении (в подтверждение чего ответчик предоставил соответствующие документы).
Ответчик пояснил, что вне рамок договора и заявки он осуществил фактическое содействие истцу в нахождении перевозчика, выразившееся в размещении предложения на перевозку на транспортных биржах, после чего к нему обратился иностранный перевозчик «Н» с предложением выполнить перевозку для истца. Перевозчиком ответчику были даны контакты организаций, которые могли дать рекомендации в отношении этого перевозчика. В указанных организациях ответчику рекомендовали иностранного перевозчика «Н» с положительной стороны. Иностранный перевозчик «Н» передал ответчику номер автомобиля, имя водителя, который приедет на загрузку товара, а ответчик в свою очередь передал полученную информацию истцу. Далее отношения по перевозке груза возникли и существовали исключительно между истцом и иностранным перевозчиком «Н».
При этом ответчик в дальнейшем продолжал оказывать содействие истцу в связи с перевозкой груза. Так, спустя неделю с момента погрузки товара ответчик письмом уведомил истца о возможном хищении товара и рекомендовал обратиться в правоохранительные органы.
Таким образом, по мнению ответчика, даже если характеризовать фактические действия ответчика как экспедиционную деятельность, то, с одной стороны, она проистекала вне рамок договора, а с другой стороны, в силу ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор не несет никакой ответственности за груз, поскольку не принимал его в свое ведение.
3. Между ответчиком и иностранным перевозчиком отсутствовали договорные отношения.
По мнению ответчика, наличие копии договора между экспедитором и иностранным перевозчиком «Н» и копии транспортного заказа (заявки) не подтверждает факт наличия между ними договорных отношений. Договор и заявка не подписаны уполномоченным лицом ответчика и в силу п. 3 ст. 163 ГК являются недействительными.
4. Экспедитор не может отвечать за противоправные действия перевозчика.
Товар не был доставлен не по вине ответчика как экспедитора, а в связи с хищением груза. Ссылка в договоре на условие о том, что ответчик взял на себя обязательство отвечать за действия привлеченных третьих лиц, означает исключительно возможность ответчика передать свои права и обязанности экспедитора иному лицу и нести ответственность именно за действия иного лица как экспедитора, но не за действия перевозчика.
5. Истец не является собственником утраченного груза.
Ответчик указал, что истец не вправе обращаться в суд, поскольку права на товар не перешли от поставщика к покупателю.
В CMR-накладной отсутствует юридическое наименование перевозчика, а также штамп перевозчика.
Ранее истец обращался с письмом к поставщику, в котором указывал, что, поскольку в CMR-накладной отсутствуют необходимые сведения о перевозчике, покупатель не может доказать факт поступления товара в его владение по условиям поставки FCA Инкотермс. По мнению ответчика, в указанном письме ранее истец сам признавал отсутствие у него права на груз, что делает невозможным возмещение ему убытков в соответствии со ст. 14 ГК.
Апелляционная инстанция и новые доказательства
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу. В связи с необходимостью уведомления об апелляционном обжаловании третьего лица — иностранного перевозчика «Н» между подачей апелляционной жалобы и ее рассмотрением прошло около 5 месяцев.
За это время ответчик обратился в правоохранительные органы Республики Польша и ознакомился с материалами расследуемого уголовного дела по факту хищения груза.
Из протоколов допроса свидетелей — работников поставщика, а также фотографий, сделанных на основании видеозаписей камер наблюдения, следовало, что в день погрузки на завод поставщика прибыло иное транспортное средство, нежели сообщенное ответчиком истцу (не соответствовали марка и регистрационный номер транспортного средства).
Таким образом, ответчик, ссылаясь на халатность поставщика, заявил о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истец должен заявлять требование о возврате уплаченных за товар денежных средств исключительно к поставщику.
Суд апелляционной инстанции принял новые доказательства, приобщив их к материалам дела.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции указал, что доводы апеллянта о вине грузоотправителя не могут быть приняты во внимание, так как при установлении каких-либо оснований при расследовании уголовного дела, свидетельствующих о вине поставщика и т.п., дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика — без удовлетворения.
Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции
В связи со значительным увеличением грузопотоков, происходит активное развитие транспортно-экспедиторских услуг. Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции, необходимо знания законодательных актов. Деятельность в области экспедирования грузов регламентируется:
- Федеральным Законом Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г,
- Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554,
- Главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ.
При заключении сделки по экспедироваю грузов, стороны обязаны составить и подписать Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (Грузоотправителя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом, экспедитор может выступить:
- агентом или посредником между Клиентом и Перевозчиком,
- исполнителем услуг по перевозке.
Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает посредником, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение и оплатить все расходы, понесенные в интересах Клиента. Для целей бухгалтерского и налогового учета в этом случае доходом Клиента будет являться вознаграждение Экспедитора. Договором транспортной экспедиции должно быть определено, какие затраты, понесенные в ходе исполнения данного договора экспедиции, будут возмещены Клиентов и в каких размерах.
Экспедиторские договоры
Чаще всего встречаются следующие:
- Договор-заказ. Предполагается, что экспедитор имеет доверенность от клиента, при сохранении ответственности заказчика. Требуется не только компенсировать все расходы, понесенные при оказании услуги, но и оплатить соответствующее вознаграждение.
- Договор комиссии. Эта схема предусматривает действия перевозчика от своего имени, но с перераспределением всех счетов клиенту. Он же оплачивает вознаграждение за объем проделанной работы. Учитывая личную ответственность экспедирования, выдача доверенностей не предусмотрена.
- Агентский договор. Этот тип контракта предоставляет возможность действовать самостоятельно или от имени клиента с соответствующей доверенностью. Допускается даже схема, в которой часть сделки выполняется от имени экспедитора, а часть — от имени клиента фирмы.
Важно! В соответствии с вышеуказанными особенностями, транспортно-экспедиторские услуга может рассматриваться как самостоятельная деятельность, в которой экспедитор способен сам заключать договоры оказания транспортных услуг.
В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.
При такой схеме экспедитор может сохранить для клиента втайне все расходы, понесенные в процессе взаимодействия с третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. Все финансовые расчеты клиента производятся только с помощью экспедитора, указанного в договоре, который уже рассчитывается с третьими лицами. Такая схема подразумевает, что экспедитор сохраняет тайну своего дохода и список партнеров, с которыми организовано взаимодействие.
Транспортные услуги, к которым относятся авиационные и железнодорожные услуги, являются важной частью современной жизни. Наши эксперты подготовили для вас статьи, рассказывающие о правилах проезда ребенка в общественном транспорте и о подаче претензии или жалобы на водителя, в том числе , и на СДЭК и иную транспортную компанию.
Особенности договора транспортной экспедиции
В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.
В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.
Правовые основы экспедиторской деятельности
Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Ситуация 1
Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности
Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.
Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).
Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).
Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.
Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.
Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.
При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.
В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах:
● деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;
● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.
В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.
При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).
Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.
Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.
Плюсы профессионального экспедирования
Основное преимущество компании экспедитора перед обычными перевозчиками — меньшая стоимость сервиса. Более привлекательное ценовое предложение основано на том, что тарифы на услуги транспортной экспедиции рассчитываются за всю грузоперевозку в целом. Клиенту не требуется заключать отдельные договоры с каждым региональным перевозчиком, подстраиваясь под сиюминутные изменения прайса. У крупного транспортного экспедитора фиксированная стоимость сочетается с отлаженной логистикой, что выгодно и удобно заказчику. Помимо этого очевидного преимущества есть и другие:
- отсутствуют расходы на аренду подвижного состава;
- организация мультимодальных перевозок;
- упрощенный для клиента документооборот;
- сокращение сроков оказания транспортно экспедиционных услуг;
- консолидирование грузов на складах;
- сохранность доставляемых грузов;
- сопровождение опасных ADR грузов 1-7 классов.
Услуги экспедитора включают резервирование грузовых средств на конкретные даты, перевод документов на иностранные языки, прохождение таможенного контроля и многое другое. В обязанности транспортного экспедитора также входит контроль за соблюдением договорных обязательств, он следит за пломбированием и маркировкой контейнеров, работает с рекламациями. Все это выполняется в соответствии с правовыми нормами РФ и международными конвенциями о транспортной экспедиции.
Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности
Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ[3]. С принятием в 2003 году закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»[4] были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли своё отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог[5].
Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности.
Транспортная экспедиция. Документальное оформление, бухучет и налогообложение
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ.
Экспедиторскими документами являются:
– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@
Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:
– договор транспортной экспедиции;
– акт сдачи-приемки оказанных услуг;
– экспедиторские документы;
– доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);
– перевозочные документы.
Обязательные приказы предприятия
Для обеспечения норм показателей предприятие должно издать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации. Стандартный перечень приказов, устанавливающих:
- Перечень лиц, получающих транспортное средство на хранение.
- Нормы расходования топлива, ГСМ и прочих жидкостей с указанием показателя на каждое транспортное средство.
- Нормы расхода топлива, установленные для сезонной эксплуатации.
- Нормы и периодичность замен шин.
- Состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта.
Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения. Нормирование расходов применяется предприятиями, оказывающими транспортные услуги или имеющими транспортные средства для собственных перевозок грузов или работников.
Бухучет в транспортной компании
Оказание перевозочных услуг – пассажирских и грузовых, осуществляемых на транспортных средствах, имеющихся в собственности фирмы или лизинге, в специализированных транспортных компаниях является отдельным видом деятельности. Формирование себестоимости перевозок здесь не будет составной частью процесса продажи, поэтому осуществляется на счетах производства:
- Сч. 20, генерирующий расходы, напрямую связанные с перевозочным процессом;
- Сч. 26, объединяющий управленческие затраты компании.
В учете специализированного логистического предприятия транспортные услуги сопровождаются проводками:
Операция |
Д/т |
К/т |
Выручка от оказания услуги |
||
НДС |
||
Затраты, связанные с выполнением доставки: |
||
— прямые |
02, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76 |
|
— косвенные |
02, 05, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76 |
|
Списание затрат |
20, 26 |
Оказание транспортных услуг оформляется договором, где указывается стоимость перевозки, а также могут присутствовать дополнительные услуги, входящие в компетенцию экспедитора или предусматривается привлечение сторонних исполнителей (погрузка/разгрузка).
Чем примечательна деятельность по перевозкам?
Транспортную компанию отличает следующее:
- В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
- Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
- Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
- Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
- Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
- Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
- «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)»;
- «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете»;
- «Путевой лист автобуса необщего пользования — форма 6»;
- «Какие особенности у путевого листа для легкового такси?»;
- «Особенности путевого листа на месяц — образец-2018-2019».
Отличия в учете разных систем налогообложения
Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.
Показатель | ОСНО | УСН | ЕНВД |
Ограничение по числу транспортных средств | Без ограничения | Без ограничения | 20 единиц арендованных и собственных средств |
Ограничение по выручке | Отсутствует | Имеется | Отсутствует |
Ограничение по численности | Отсутствует | Не более 100 человек общего состава | Не более 100 человек общего состава |
Периодичность отчетности по основному налогу | Ежемесячно или ежеквартально | Ежегодно | Ежеквартально |
Порядок расчета налога | Доходы за минусом расходов | В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» | Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств |
Обязанность по уплате минимальной суммы налога | Отсутствует | Имеется для схемы «доходы минус расходы» | Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима |
Величина документооборота | Максимальная | Средняя | Минимальная |