Оформление сервитута на проезд к участку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление сервитута на проезд к участку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов (далее – Закон № 341-ФЗ) филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области сообщает следующее.

Разъяснения по вопросу оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, в целях решения проблемы наличия пересечений границ населенных пунктов с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта

Законом № 341-ФЗ введена в действие статья 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 указанной статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.

В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пресечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территорий, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 комментируемой статьи.

При этом, в соответствии с частью 3.2 статьи 70 Закона о регистрации орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Закона № 137-ФЗ.

Таким образом, проблема наличия пересечения границы населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, который отвечает критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ, статье 39.37 Земельного кодекса, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.

Полномочиями по установлению публичного сервитута обладают уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Условия установления частного сервитута на земельный участок

Частный сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Т.е. сервитут нужен для того, чтобы обеспечить Вас возможностью полноценно пользоваться своим земельным участком, естественно при наличии объективных для этого препятствий и отсутствия альтернативных проходов и проездов. Такой сервитут устанавливается в интересах конкретного физического или юридического лица.

Какие же условия должны быть соблюдены для того, чтобы у вас возникло право требовать установления сервитута:

  1. Невозможность полноценно пользоваться своим земельным участком (отсутствие прохода, проезда, возможности подвода коммуникаций и т.д.)
  2. Отсутствие альтернативных вариантов пользования вашим земельным участком, кроме как не через чужой соседний земельный участок
  3. Установление сервитута не должно идти врознь виду разрешенного использования такого земельного участка

Изменение платы за сервитут

Стоимость земельного сервитута, по своей юридической природе, является компенсацией за пользование чужим земельным участкам, при этом указанная компенсация должна соответствовать той материальной выгоде, которую собственник мог бы иметь, если бы его участок не был обременен сервитутом. При этом, в силу изменения курса рубля, изменения рыночной стоимости земельного участка, размеры платы за установленный сервитут должен изменяться соразмерно изменениям фактических обстоятельств.

Читайте также:  Какие льготы дает орден дружбы для пенсионеров

Однако, судебная практика в настоящее время достаточно спорная, поэтому, фактические обстоятельства, которые обосновали бы ваши требования по повышению или понижения размера платы за установленный сервитут, нужно правильно, грамотно и последовательно изложить в своем исковом заявлении об изменении размера платы за установленный сервитут, а также правильно изложить это все на самом судебном разбирательстве, в чем Мы можем вам помочь.

В каких случаях возможно установление сервитута на земельный участок, и как его оформить? На каких основаниях сервитут может устанавливаться

  1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • осуществление геологического изучения недр;
    • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
  4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.

Как установить частный сервитут через суд

Зачастую между землевладельцем и заинтересованным лицом возникают правовые спорные ситуации касательно использования участка. Даже в той ситуации, когда чужая земля фактически эксплуатируется гражданином в своих интересах, а землевладелец не желает установить обременение сервитутом, юристы дают рекомендации разрешить недопонимания в судебном порядке.

Представители закона вынесут правомерное решение и утвердят официальное установление сервитута, дающее право ограничено использовать участок.

При таких обстоятельствах судебное решение станет залогом правомерности установления обременения и позволит заинтересованному лицу свободно использовать в своих целях часть участка соседней собственности. Ведь без подтверждающих документов и законной регистрации сервитута землевладелец может отказаться от устных договоренностей и ограничить проход по своей земле.

Для положительного решения суда, лицо, требующее установления сервитута не должно иметь никаких иных возможностей и решений для выполнения законных действий, касательного обслуживания своего участка, не используя соседнюю земельную собственность. Иначе суд отклонит требование по иску.

Например, если на владениях ответчика находится родник, который является единственным доступным ресурсом питьевой воды в округе, то решение суда вероятней всего будет принято в пользу истца. Или наоборот, если поблизости есть еще один природный источник воды, истец вряд ли получить решение об утверждении сервитута.

Чтобы судебное разбирательство прошло успешно, истцу необходимо привести суду несколько неоспоримых фактов, а именно:

  • Отсутствие реальных и разумных возможностей, для осуществления своих правомерных действий, без установления сервитута. Например, истец не может выполнить замену своего окна, так как оно находится на территории соседней собственности.
  • Фактические доказательства того, что собственник земельного участка не захотел выполнить регистрацию сервитута, по договоренным условиям двух сторон.

Представитель суда, разбирая дело, обязан учесть интересы обеих сторон и установить сервитут таким образом, чтобы установленные права обладателя обременения не создавали дискомфорт собственнику земельного участка, а значит должны быть соблюдены исключительно заявленные потребности истца.

Каким бы ни было решение, судья должен в большей мере учитывать интересы землевладельца, так, чтобы обременение как можно меньше ограничивало его возможности и права владения участком.

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания (Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ («Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности») введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Читайте также:  Кому жаловаться, если в подъезде не убирают

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

SOS: как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?

Как мы знаем, публичный сервитут устанавливается только на основании соответствующего акта органа власти, носящего нормативный характер, если это необходимо для обеспечения государственных нужд.

В случае возникновения проблем при реализации прав, предусмотренных законодательством, владелец участка вправе обратиться за судебной защитой.

Поскольку в данном случае речь идет об обжаловании решения органа власти, то процедура обжалования регламентируется Кодексом Административного судопроизводства. В зависимости от категории заявителя спор должен быть рассмотрен в арбитражном суде (если заявителем выступает хозяйствующий субъект) или суде общей юрисдикции (когда заявителем является физическое лицо).

Если собственник земельного участка заявил требования о том, что земельный участок должен быть у него изъят за плату или через предоставление аналогичного участка, а государственный орган отказывает ему в этом, то заявление подается по аналогичным правилам.

Согласно законодательству, публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний.

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

Земельным кодексом также предусмотрено право собственника земельного участка установить соразмерную плату за пользование сервитутом, если установление сервитута привело к затруднениям в пользовании участком. Причем размер такой платы должен быть соразмерным.

Судебная практика определяет следующий вариант установления такой платы: исходя из соотношения площади участка, который принадлежит на праве собственности и площади участка, занятого сервитутом.

ООО «Ижевские транспортные линии» обратилось в суд для установления размера платы за пользование сервитутом в размере 300 руб. Суд первой инстанции при вынесении решения изменил сумму ежемесячной платы на 1092 руб. Аргументация следующая: истец занимает 2,3% от всей площади земельного участка ответчика. Это составляет 7 кв.м.; стоимость 1 кв.м. – 130 руб. Соответственно, 7*130=910 руб. Суд увеличил данную сумму еще на 20% с учетом того, что владелец участка должен получить разумную прибыль и компенсировать себе все неудобства. Итого, сумма составила 1092 руб.

Но главное, что стоит запомнить: публичный сервитут не устанавливается на основании решения суда!

То есть мы можем защитить свои права, только подав исковое заявление на решение органа власти об отказе в установлении сервитута или на признание недействительным акта органа власти о введении сервитута.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Земля».

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Запрет на ограничение

В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:

  • установление ограничения на территории, предназначенной для обеспечения безопасности российского государства;
  • возведение на земельном угодье объекта строительства, предназначенного для потребностей населения или предприятий;
  • использование земли для возведения предприятия, которое действует на бессрочной основе: ограничение не позволит собственнику распоряжаться наделом и работать на нем;
  • применение земельного надела в качестве полигона, служащего утилизации отходов, как бытового, так и промышленного назначения (даже при условии того, что в данной местности отсутствует территория, пригодная для этих мероприятий).

Cyдeбнoe нaлoжeниe cepвитyтoв

Ecли гpaждaнин или зaинтepecoвaннoe лицo жeлaeт пoльзoвaтьcя чyжoй зeмлeй, a влaдeлeц oткaзывaeтcя, тo cepвитyт мoжнo oфopмить чepeз cyдeбнoe paзбиpaтeльcтвo.

Ecли зeмлeвлaдeлeц нe coглaceн oфopмлять oбpeмeнeниe, дaжe в cитyaции, кoгдa зaинтepecoвaннoe лицo фaктичecки иcпoльзyeт зeмлю, тo тpeбyeтcя oфициaльнo пoлyчить пpaвoмoчия нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмeльнoгo нaдeлa.

Кaк ycтaнaвливaeтcя пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк coглacнo cyдeбнoмy peшeнию:

  • зaинтepecoвaннoe лицo пoдaeт иcк или xoдaтaйcтвo в cyд;
  • пpeдocтaвляeт дoкaзaтeльcтвo o нeoбxoдимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм;
  • ecли cyд видит вecoмocть дoкaзaтeльcтв, тo дaeт пoлoжитeльнoe peшeниe для зaинтepecoвaннoгo лицa;
  • oфopмляeтcя cepвитyт и peгиcтpиpyeтcя в Pocpeecтpe;
  • coбcтвeнникy oбpeмeнeннoгo нaдeлa пoзвoляeт нaзнaчить кoмпeнcaциoннyю плaтy зa пoльзoвaниe зeмлeй.

BНИMAНИE. Cyдeбнoe peшeниe гapaнтиpyeт бecпpeпятcтвeннyю экcплyaтaцию чyжoгo yчacткa. Бeз тaкoгo дoкyмeнтa влaдeлeц зeмли мoжeт в любoй мoмeнт зaпpeтить пoльзoвaтьcя cвoeй зeмлeй.

Нa peшeниe cyдa пo бoльшeй чacти влияeт oтcyтcтвиe y иcтцa aльтepнaтивнoй вoзмoжнocти влaдeть cвoим yчacткoв бeз иcпoльзoвaния чyжoгo нaдeлa.

Нaпpимep, пpи близкoм pacпoлoжeнии к yчacткy пpиpoдныx иcтoчникoв cyдья paзpeшит eгo пoльзoвaниe чepeз чyжoй yчacтoк, ecли этo eдинcтвeнный oбъeкт вoды и, нaoбopoт, зaпpeтит, ecли ecть eщe oбщeдocтyпныe иcтoчники.

Для дoкaзaтeльнoй бaзы зaинтepecoвaннoe лицo дoлжнo пpeдocтaвить 5 фaктoв:

  1. Oтcyтcтвиe peaльныx вoзмoжнocтeй пo peaлизaции coбcтвeнныx пpaв бeз втopжeния нa чyжyю зeмлю.
  2. Нaличиe cпopa пo oбpeмeнeнию мeждy coceдями.
  3. Oбocнoвaннocть пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.
  4. Нaличиe coглacия нa дeнeжнyю кoмпeнcaцию в paзyмнoм paзмepe.
  5. Cpoк oгpaничeния.
Читайте также:  Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Пepeд oбpaщeниeм в cyд нeoбxoдимo:

  • cocтaвить coглaшeниe o cepвитyтe и нaпpaвить eгo oтвeтчикy;
  • пpoвecти зeмлeycтpoитeльнoe иccлeдoвaниe для oбocнoвaния нaлoжeния oбpeмeнeния;
  • пpoвecти oцeнкy cтoимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.

Oбычнo в тaкиx cyдeбныx paзбиpaтeльcтвax oтвeтчик чинит пpeпятcтвия для экcплyaтaции cвoeй зeмли (вoзвeдeниe зaбopa, зaкpытый yчacтoк, пocaдкa дepeвьeв нa мecтe тpeбyeмoй зaклaдки кoммyникaций и т.п.).

Иcтцy cтoит yчитывaть, чтo нaклaдывaниe cepвитyтa дoлжнo минимизиpoвaть нeyдoбcтвa для coбcтвeнникa зeмeльнoгo нaдeлa, a тaкжe кoмпeнcиpoвaть oбpeмeнeниe.

Учитывaя этo, cyд ycтaнaвливaeт ycлoвия oгpaничeннoгo пoльзoвaния, ocнoвывaяcь нa пpинципe paзyмнoгo бaлaнca пpaв coбcтвeннocти и интepecoв cтopoн.

Земельный сервитут и условия применения

Законодательно установлен порядок регистрации земельных сервитутов и внесения сведений об этом в единый реестр. Основное условие осуществления публичного земельного сервитута ― это рациональная эксплуатация земельного надела, которая будет соответствовать указанному в договоре целевому назначению. Земельный кодекс был дополнен статьей, которая регламентирует порядок установления публичного сервитута на земельных участках. В законодательном порядке было указано следующее:

  • Какие конкретно государственные органы могут принимать нормативные акты по обременению участков.
  • Перечень условий установления ограниченного пользования.
  • Прописаны требования к ходатайству о праве на частичное использование земельного надела.
  • Как законно выявлять землевладельцев, в отношении которых будет устанавливаться сервитут.
  • В каком порядке принимать решение о введении права на использование участка.
  • Перечислены законные основания для отказа от договора.
  • Регламентированы сроки действия публичного сервитута.
  • Учитываются последствия при невозможности использования участка в таких целях.
  • Определяется порядок начисления оплаты за эксплуатацию земли.
  • Прописаны права и обязанности всех участников договора.

Заинтересованные лица подают ходатайство, которое становится условием установления сервитута. Муниципальные органы могут утвердить акт в случаях, если требуется на определенных земельных участках проводить ремонтные работы в сфере транспортной инфраструктуры федерального или местного значения, и для этого нужно разместить временные сооружения, склады материалов, стоянки спецтехники. Публичный сервитут нужен для установки объектов коммунального хозяйства, линий связи и электросетей, газо- и нефтепроводов. Все работы, связанные с укладкой железнодорожных путей, устройством автомобильных трасс общественного пользования, также будут требовать установления публичного сервитута.

Не затрагивают такие условия частные земельные наделы, где собственники содержат огороды, сады и подсобные хозяйства. Могут быть исключения для необходимых инженерных подключений к общим сетям. Земли, имеющие сельскохозяйственное назначение, обременяются публичным сервитутом с учетом требований их рационального использования.

Собственник земельного участка должен знать в первую очередь, что установление публичного сервитута, независимо от целей, не может лишить его права на владение наделом. После обременения никто не получит возможность распоряжаться даже частью участка, указанной в документах. Предусматривается лишь частичное пользование в конкретных целях. В случае отсутствия возражений законного владельца составляется договор на основе подачи следующих документов:

  • Публичный сервитут предполагает наличие нормативно-правового акта от органов властей, частный ― соглашения сторон.
  • Правильно заполненное заявление для регистрации.
  • Указанные паспортные данные заявителя и оригинал паспорта.
  • Весь пакет документов на земельный участок, включающий сведения из кадастра и подтверждающие право собственности.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.
  • При оформлении договора публичного сервитута та организация, что требует обременения, предоставляет свои уставные документы.
  • Если организацию или частного заявителя будет представлять третье лицо, для подтверждения этого права потребуется нотариальная доверенность на представительство.

В случае возражений владельца против решения властей по личным или другим причинам он имеет право подать иск. Для начала нужно проанализировать нормативные документы с целью выявления в них достаточных причин на установление сервитута. Например, обременение всего участка, а не части его возможно только в случае доказательств крайней необходимости. Оспорив такие доказательства и предложив иные варианты решения, владелец может в суде выиграть иск. Чтобы избежать судебных тяжб, лучше принимать решение об установлении частичного пользования с учетом интересов собственника.

Суд может назначить дополнительную экспертизу, для которой заявитель должен будет предоставить всю документацию в пользу необходимости назначения публичного сервитута.

Что касается платы за использование части земельного надела, она рассчитывается исходя из разницы рыночной стоимости участка до и после его обременения. Выплачиваться может как одноразово, так и производиться периодическими выплатами.

Что такое публичный сервитут?

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ). При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *