Обработка персональных данных: новые требования с 01.09.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обработка персональных данных: новые требования с 01.09.2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проблема защищенности персональных данных от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц очень актуальна в России. Анализ инцидентов последних лет – когда персональные данные граждан массово попадали в открытый доступ – говорит о недостаточности существующих законодательных механизмов.

Какие есть требования к согласию на обработку ПД

Согласие на обработку персональных данных должно быть предметным и однозначным, в частности, в отношении:

  • цели обработки персональных данных;
  • перечня персональных данных, на обработку которых даёт согласие их субъект;
  • наименования или ФИО и адреса лица, осуществляющих обработку персональных данных по поручению оператора;
  • перечня действий с персональными данными, в отношении которых даётся согласие, и описания способов обработки персональных данных, которые использует оператор;
  • срока, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных и способу его отзыва.

Если субъект ПД отказывается предоставить обязательные персональные данные, ему нужно разъяснить последствия такого отказа (ч. 2 ст. 18 Закона № 152-ФЗ)!

Для каждой цели обработки персональных данных нужно отдельно указывать:

  • категории и перечень персональных данных
  • категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
  • способы и сроки хранения персональных данных;
  • порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки (ст. ст. 18.1, 21 Закона № 152-ФЗ).

Новая обязанность операторов персданных

Они должны:

  • незамедлительно информировать об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных уполномоченные органы власти (Роскомнадзор и др.);
  • обеспечивать непрерывное взаимодействие с госсистемой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ (в частности, сообщать о причинах утечки персданных).

Кроме того, уведомлять Роскомнадзор о планах обрабатывать личную информацию нужно теперь и в случаях, когда эти сведения:

  • относятся к работникам;
  • принадлежат контрагентам оператора, а он использует персданные, чтобы исполнять договоры или заключать новые соглашения с теми же гражданами (при этом сведения не распространяют и не передают третьим лицам без согласия);
  • нужны для однократного пропуска гражданина на территорию оператора или для аналогичных целей.

До 01.09.2022 в этих и некоторых других случаях извещать ведомство не нужно было.

Вдобавок оператор должен до начала обработки личных сведений, которые он получил от другого источника, перечислить такие данные их субъекту.

Подотчетным станет сбор персональных данных:

  • в ходе трудовых отношений,
  • при заключении договоров с мобильными операторами, общественными объединениями или религиозными организациями, государственными автоматизированными информационными системами,
  • уже упомянутых ФИО,
  • даже если люди дают согласие на сбор и обработку своих персональных данных. Поэтому мы так часто должны были ставить галочки в окошках согласия на обработку данных: это снимало с компаний обязанность отчитываться перед Роскомнадзором, но с 1 сентября 2022 года наше согласие перестанет что-то значит и требовать его с нас не будет смысла,
  • для выдачи пропуска (в том числе одноразового) на территорию или в здание (с 1 сентября 2022 года это становится незаконным, если организация не уведомила Роскомнадзор о сборе персональных данных).

Новые требования к трансграничной передаче персональных данных

Изменения в части трансграничной передачи данных вступают в силу 1 марта 2023 года

Как осуществлять трансграничную передачу данных. Наиболее обсуждаемыми стали изменения, касающиеся трансграничной передачи. Тут новый закон действительно меняет ситуацию коренным образом. Оператор до того, как начнет трансграничную передачу, обязан уведомить об этом Роскомнадзор. Операторы, которые уже занимаются такой работой, обязаны подать уведомление не позднее 1 марта 2023 года. Новелла прямо требует направлять его отдельно от уведомления об обработке персональных данных.

Закон подробно описывает, какую информацию должно содержать уведомление. Более того, обязывает оператора получать от иностранных госорганов или лиц, которым будут передавать данные, сведения об уровне защиты прав субъектов персональных данных в этом государстве. Сделать это необходимо до того, как компания подаст в Роскомнадзор уведомление.

П. 5 ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О персональных данных“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“»

Сейчас многие компании должны выбрать: подать уведомление до 1 марта 2023 года или отложить подачу, чтобы собрать информацию и проследить, как будет развиваться практика. Пока что нет ответственности за неподачу уведомления в срок. Поэтому второй подход, хотя и рискованный, может оказаться разумным в некоторых случаях.

Читайте также:  Дилер, агент по сбыту или дистрибьютор - кто выгоднее

Однако важно помнить, что в уведомлении об обработке персональных данных компании также указывают, осуществляют ли они трансграничную передачу. Следовательно, операторы, подавшие указанное уведомление и включенные в реестр операторов персональных данных, не смогут «подождать». Оператор, когда направит уведомление, может осуществлять трансграничную передачу только в странах, которые указал в уведомлении и которые Роскомнадзор признал обеспечивающими адекватную защиту прав субъектов. Это, в частности, государства-стороны Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.

Когда Роскомнадзор не признал, что страны из уведомления обеспечивают адекватную защиту, оператор сможет передавать данные, если Роскомнадзор рассмотрит уведомление и не вынесет решение о запрете или об ограничении такой передачи. Роскомнадзор должен рассмотреть уведомление в течение 10 рабочих дней. Этот срок могут продлить, если Роскомнадзор направит запрос оператору.

Штрафы за неуведомление Роскомнадзора

Если работодатель или любая другая компания, планирующая заключать договоры (соглашения) с физлицами, в том числе через свой официальный сайт, не представит уведомление в Роскомнадзор о планируемой обработке персональных сведений, ее оштрафуют по ст. 19.7 КоАП РФ. Данная норма устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор).

Величина штрафа для должностных лиц организации составит от 300 до 500 рублей. Такой же штраф уплатят и ИП, осуществившие обработку персональных данных без предварительного уведомления Роскомнадзора. При этом штраф для организаций устанавливается уже в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Общедоступные персональные данные

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Сколько согласий запрашивать?

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Уточнение порядка трансграничной передачи данных

В связи с внесенными изменениями в Федерального закона № 152-ФЗ Роскомнадзором уже реализован сервис по направлению уведомления об осуществлении трансграничной передачи персональных данных по установленной форме.

Читайте также:  Какая тонировка разрешена по госту в 2023 году

Операторы, которые осуществляли трансграничную передачу до дня вступления в силу Федерального закона № 266-ФЗ и продолжают осуществлять такую передачу после дня его вступления в силу, обязаны не позднее 1 марта 2023 года направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомления об осуществлении их трансграничной передачи. (ч. 5 ст. 6 266-ФЗ).

Далее с 1 марта 2023 года операторы обязаны сообщать о намерении осуществлять трансграничную передачу.

Также с 1 марта 2023 года планируется вступление в силу трех проектов Постановлений Правительства РФ, касающихся трансграничной передачи персональных данных (регулирующих порядок принятия решений о запрещении или об ограничении такой передачи как Роскомнадзором, так и иными уполномоченными органами, а также предусматривающих случаи, при которых к операторам, осуществляющим трансграничную передачу персональных данных, не применяются требования частей 3-6, 8-11 статьи 12 Федерального закона 152-ФЗ.

Ускоряется обработка данных

По новым поправкам оператор ПДн обязан быстрее реагировать на запросы граждан и РКН.

  • Для граждан. Если владелец ПДн обращается с требованием прекратить его обработку данных, оператор обязан остановить её в течение 10 дней. Сведения, касающиеся обработки персональных данных, также предоставляются в течение 10 дней после обращения.
  • Для Роскомнадзора. Сведения, касающиеся обработки персональных данных, оператор должен предоставить РКН в течение 10 рабочих дней (раньше было 30). Допускается увеличение срока на 5 дней, если оператор отправит в РКН уведомление с обоснованием продления. Если ответы не устроят РКН несколько раз в течение года, к вам могут прийти с внеплановой проверкой

Кому нужно защищать персональные данные

Любое предприятие или организация для своей работы взаимодействует как минимум с бухгалтерией и кадрами, а также поддерживает клиентскую базу, поэтому практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели по закону должны обязательно защищать ПДн.

Защищать персональные данные нужно как минимум, чтобы обеспечить выполнение требований регуляторов, чтобы в результате проверок не понести наказание за отклонения от требований. Но кроме этого мотива нужно помнить, что количество киберугроз и выявленных инцидентов растёт год от года, и это при том, что почти все компании и организации переводят в формат онлайн многие бизнес-процессы. Защита персональных данных – отличный повод создать эффективную систему защиты своего бизнеса от кибератак.

Законопроектом устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия физического лица — субъекта таких данных. Для этого в ЕГРН вносится соответствующая запись на основании заявления физического лица, за которым в ЕГРН зарегистрировано право, ограничение прав или обременение на объект недвижимости, а также при внесении соответствующей отметки в заявление о государственной регистрации права.

В отсутствие указанной записи сведения из ЕГРН могут быть предоставлены только по запросу нотариуса, действующему на основании письменного заявления заинтересованного лица в целях защиты его прав и законных интересов.

Указанные изменения устраняют существующую правовую коллизию, когда операторы, с одной стороны, обязаны не раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия их правообладателя, но, с другой, выдача персональных данных из ЕГРН осуществляется без каких-либо ограничений.

По мнению Хинштейна, сведения о недвижимости — «это те же персональные данные, однако сегодня каждый желающий может запросить в ЕГРН выписку на любого гражданина и узнать, что именно ему принадлежит вместе с точными адресами: квартира, дача, офис».

Проект вносит изменения в закон «О персональных данных» и иные законодательные акты РФ. Его авторами, в частности, стали депутаты Хинштейн, Александр Ющенко, Сергей Гаврилов, Ирина Панькина, Сергей Боярский, Антон Горелкин, Андрей Луговой, а также сенаторы, Андрей Клишас и Андрей Яцкин.

Какие ещё изменения произошли

  1. Запрещена биометрическая обработка персональных данных несовершеннолетних;
  2. Работник вправе добровольно отказаться от биометрической обработки персональных данных;
  3. Обработка персональных данных осуществляется только с согласия;
  4. Сотрудник вправе запросить сведения о том, как работодатель обрабатывает персональные данные и какая информация о нём хранится. Работодатель обязан ответить в течение 10 рабочих дней. При уважительной причине работодатель вправе увеличить срок ответа ещё на 5 рабочих дней;
  5. В течение 24 часов работодатель обязан сообщить об утечке персональных данных в Роспотребнадзор, а в течение 72 часов провести расследование инцидента и сообщить о его результатах. Указать виновных и принятые меры.

Какие отношения регулирует

Закон устанавливает правила работы между физическими лицами и юридическими, которые используют персональные данные граждан в своей работе. Задача закона предотвратить разглашение персональных данных лица, поскольку это может привести к нарушению прав, свобод и интересов граждан.
Практически, если вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных какой-либо организации, например, банку, вы позволяете ему использовать эти данные только в работе, касающейся банковского дела конкретного банка, поскольку вы состоите с этой организацией только в отношениях займа или, например, кредита.
Имеет ли право банк передавать ваши персональные данные другим банкам – нет, подобное нарушение банком недопустимо в соответствии с ФЗ 152, и грозит уголовной ответственностью операторам и самому юридическому лицу.

В первую очередь, закон регулирует сам процесс обработки полученной информации. Она может быть получена государственными органами власти, муниципальными органами, а также частными предпринимателями, организациями или физическими лицами.

ФЗ 152 строго ограничивает права всех организаций, которые работают с персональными данными клиентов. Закон обязывает их устанавливать и использовать сложнейшие программы защиты их баз данных. Мелкие организации и фирмы не могут себе позволить подобную роскошь в виду ее высокой стоимостью.
Подписывая соглашение об использовании юридическим лицом ваших персональных данных, вы позволяете исключительно ему ваши данные хранить и применять только для своей работы, поскольку вас связывают определенные рабочие отношения. Разглашение личных данных может грозить вам нарушением прав и свобод, а организации немалым штрафом или же привлечением к уголовной ответственности.

Читайте также:  Как принять на работу иностранца в 2023 году

Краткая справка по теме статьи:


Изменение требований к поручениям

В обновленной редакции Закона № 152-ФЗ уточнили, что обработчик сведений должен соблюдать принципы, правила обработки, конфиденциальность информации, принимать необходимые меры, которые направлены на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.

В поручении оператору нужно установить список персональных сведений и действий (операций) с данными, которые будет совершать обработчик, а также его обязанность по соблюдению конфиденциальности. Также в поручении определяется обязанность по запросу оператора в течение периода действия поручения передавать документацию и сведения, которые подтверждают принятие мер и соблюдение обязанности обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.

В поручении отражается обязанность обработчика направлять оператору уведомление об утечках персональных сведений.

Что конкретно имеется в виду под персональными данными?

Российское законодательство определяет как минимум 6 основных категорий персональных данных:

  1. Общие или общедоступные. Это данные, которые не относятся к конфиденциальным. Найти их можно в общедоступных базах, справочниках, адресных книгах. Чаще всего такая информация находится в свободном доступе в соцсети. К таким данным относят: ФИО, место жительства или регистрации, место работы или вид занятости, номер телефона.
  2. Специальные. Это такие данные, которые чаще всего находятся в закрытом доступе, а для их обработки нужно получить личное письменное согласие субъекта. К подобному виду информации относят данные о судимости, национальной принадлежности, личной жизни, состоянии здоровья, политических взглядов, религиозных убеждений. Узнать все это можно только лично от человека, или сделать официальный запрос в уполномоченную службу. Однако если дело касается правонарушений и информация нужна для следствия, тогда запрос на получение информации передается уполномоченным лицом под его личную ответственность.
  3. Биометрические. Это ряд данных, которые определяют физиологические или биологические особенности человека и применяются, чтобы установить личность. К биометрическим данным относятся:
    • фотография;
    • отпечаток пальца или сетчатка глаза;
    • зубная карта;
    • группа крови;
    • запись образца голоса;
    • другая генетическая информация.

    При этом важно помнить, вся эта информация является биометрической, если используется для идентификации личности, а не общего сбора данных о человеке.

  4. Персональные данные работников. Сюда входит вся та информация, которую получает работодатель о своем сотруднике в процессе трудового взаимодействия. Эти данные защищаются дополнительно статьями ТК РФ.
  5. Персональные данные в интернете. Вся дополнительная информация, получаемая собственниками электронных ресурсов при работе с сайтом: почта, IP-адрес, геолокация, информация о действиях на странице, полученные и отправленные файлы.
  6. Иные или дополнительные данные. Чаще всего к этой группе относят информацию, которая имеет свойство меняться и не носит особой важности или секретности. В эту категорию можно отнести информацию о членстве в обществе или о занятии определенным видом спорта.

Номера телефонов, страницы друзей в соцсети – тоже ПД, и за их хранение и передачу могут наказать?

Нет, не могут. Если вся вышеуказанная информация хранится не в коммерческих целях, а по факту используется для личных нужд, тогда она не является конфиденциальной.

Важен именно процесс использования полученных данных. При передаче номера для личного использования и при соответствующем согласии субъекта персональных данных никакого нарушения нет. Но если передать номер в частную компанию, к примеру, сетевому продавцу косметики, банку, страховой, или другой организации без ведома собственника персональных данных, а эта организация начнет навязывать свои услуги, то это будет уже незаконное распространение конфиденциальных данных.

В подобной ситуации к ответственности можно привлечь как человека, передавшего ваши данные, так и компанию, которая незаконно воспользовалась полученной информацией. Обращаться можно сразу в Роскомнадзор, который привлечет виновных лиц к ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *