Банкротство стратегических предприятий – чем отличается от остальных процессов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство стратегических предприятий – чем отличается от остальных процессов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несовершенство существующего нормативно-правового регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства стратегических организаций приводит к возникновению трудностей в применении норм законодательства. В качестве подтверждения приведем несколько примеров из судебной практики применения процедур банкротства в отношении стратегических организаций.

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Это тоже важно знать:
Процедура банкротства физического лица: отзывы прошедших процедуру

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Банкротство стратегических предприятий и организаций – особенности

Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.

К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.

Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.

Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.

Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.

Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Конкурсное производство

Если поручитель нарушил свои обязательства или же этапы финансового оздоровления и внешнего управления не привели к восстановлению платежеспособности, в отношении организации может быть начато конкурсное производство, подразумевающее продажу предприятия, однако реализовываться оно будет полностью, чтоб сохранить его деятельность.

Это тоже важно знать:
Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц: кто это и его функции

Согласно законодательству, договор купли-продажи градообразующего предприятия обязывает нового владельца сохранить не менее 50% рабочих мест организации сроком до 3 лет. В случае нарушения условий договора, он расторгается арбитражным судом, и сделка признается недействительной.

Читайте также:  Обеспечение жильем молодых семей

Банкротство стратегических предприятий – чем отличается от остальных процессов

Многие граждане, запутавшись в долгах, воспринимают банкротство как спасение от чрезмерных обязательств и решение всех проблем с кредиторами. Но банкротство не только спасает от долгов, но и приносит определенные ограничения, риски, накладывает дополнительные обязанности. Да и от долгов должник освобождается не от всех и не всегда. Поговорим про «подводные камни» в процедуре банкротства.

О чем поговорим?

Банкротство если квартира в ипотеке;

Когда единственное жилье должника может попасть в конкурсную массу;

Обращение взыскания на совместно нажитое имущество в браке;

Оспаривание алиментов в деле о банкротстве;

Какие сделки для банкрота невыгодны;

Как должник может распоряжаться доходами в период банкротства;

Подводные камни банкротства: не всегда Ваши долги спишут;

Поможет ли адвокат по банкротству?

Жилье, единственное для гражданина и его близких, нельзя продать для погашения долгов, в том числе, при банкротстве. Но и эта норма имеет ряд исключений.

Разрешено обращать взыскание на ипотечную квартиру в счет долга на ее покупку (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2018 N Ф09-1595/18 по делу N А07-8742/2017).

Если ваша квартира приобретена за счет кредитных средств и находится в ипотеке у банка, то она попадает в конкурсную массу и подлежит реализации. Поэтому стоит хорошо все взвесить, прежде чем объявлять себя банкротом, если ваша квартира обременена ипотекой. Причем, не важно, что в квартире проживают нетрудоспособные или несовершеннолетние члены семьи должника, ипотечное жилье будет продано для погашения займа.

Например, АС Московского округа в Постановлении от 30.08.2017 по делу N А41-19292/2016 отказался исключать из реестра часть жилого дома, несмотря на то что недвижимость является единственным жильем, в котором проживают двое малолетних детей и престарелые родители собственника. Другого жилья у должника нет, и в случае реализации части дома должник не сможет приобрести новое жилье.

Пытаясь избавится от залога жилья, граждане используют различные средства, но суд все равно встает на сторону банка.

Например, Определение ВС РФ от 21.02.2019 N 305-ЭС16-20992. Супруги провели реконструкцию и сделали из ипотечной квартиры две.

В судебном порядке самовольная реконструкция была узаконена, и признано право залога на новые квартиры, но в реестр запись о собственности и об ипотеке супруги так и не внесли. В отношении одного из супругов было возбуждено дело о банкротстве, банк просил признать его залоговым кредитором. Суды трех инстанций отказали ему. Но точку в споре поставил Верховный суд. Банк не мог зарегистрировать обременение, пока супруги не зарегистрировали право собственности на новые квартиры. Вины кредитной организации в этом нет, а значит залог перешел на новые квартиры.

Единственный случай, когда право залога прекращается, а жилье остается у должника, если банк не заявил требование во время банкротства гражданина или пропустил установленный законом срок. В этом случае кредитор уже не сможет обратить взыскание на заложенное имущество вне рамок банкротства, обременение прекращается (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 48).

§ 5. Банкротство стратегических предприятий и организаций

Чтобы объявить себя банкротом добровольно, уполномоченное лицо юрлица должно подать заявление в арбитражный суд по адресу нахождения (стат. 33 Закона № 127-ФЗ). Но такое право есть, помимо организаций, и у других органов. Как правило, банкротство хозяйствующих субъектов инициируется по заявлению налоговых органов, кредиторов, социальных фондов, прокураторы, то есть любым финансово заинтересованным участником взаимоотношений. Кредиторы защищены законодательно и могут реализовать судебный иск в целях получения гарантий собственных интересов, а к должнику предъявляется такая обязанность для восстановления платежеспособности бизнеса и возврата предприятия к нормальному прибыльному функционированию.

  • Если обнаружилось, что юрлицо не располагает достаточными денежными средствами для полных расчетов по накопленным обязательствам на сумму свыше 300000 руб. и с периодом просрочки от 3 мес.
  • Если в ходе ликвидации нерентабельной компании выяснился факт неплатежеспособности с признаками несостоятельности по Закону № 127-ФЗ.

При втором варианте развития событий должник обязан обратиться в арбитражный суд в срок до 30 дн. от момента выявления указанных признаков. Нередко это случается при составлении итоговых годовых отчетов, проведении аудиторской проверки независимыми специалистами и распределении дивидендов за отчетный период.

Как проходит банкротство субъектов предпринимательской деятельности, зависит от вида организации – нюансы регулируются Законом № 127-ФЗ. Совершенно неважно, кто именно выступает инициатором процедуры, алгоритм разработан на федеральном уровне и состоит из нескольких основных этапов. При этом часть судебных услуг и работа управляющего оплачиваются компанией-должником. Дела рассматриваются при условии представления подтверждающих неисполненные требования документов.

Иногда арбитражные управляющие недооценивают правовые проблемы банкротства, вероятно, в силу недостаточной подготовки к этой процедуре или полному отсутствию такой подготовки. Неважно по какой причине игнорируется подготовка: в силу безответственности или в силу недостатка времени для этого.

Особенности банкротства стратегически важных объектов

Среди огромного количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России, отдельно выделяются предприятия и организации федерального значения, либо контрольный пакет акций которых находится у государства.

Цель создания таких объектов – выполнение стратегических целей страны, обеспечение обороны и целостности государства. Однако это также хозяйствующий субъект, который не исключен от возможности стать банкротом.

Читайте также:  Действия работодателя при восстановлении работника на работе по решению суда

Перечень всех стратегических объектов страны утвержден Правительством РФ. Предприятие считается банкротом при невозможности выполнить имеющиеся обязательства или платить по долгам по истечении полугода со дня, когда наступила такая обязанность.

Совокупность всех требований, которые принимаются судом для возбуждения банкротства, должны составлять не меньше одного миллиона рублей.

Предупредительные меры банкротства стратегических объектов

Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:

  • Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
  • Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
  • Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
  • Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
  • Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
  • Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
  • Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству

Предупредительные меры банкротства стратегических объектов

Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:

  • Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
  • Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
  • Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
  • Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
  • Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
  • Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
  • Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.

Какие организации относятся к отдельной категории банкротов?

Отдельным категориям банкротов посвящена глава IX Закона о банкротстве.

В перечень организаций с особой процедурой банкротства включены:

  1. Градостроительные организации. К ним относят предприятия с численностью работников не менее 25 % численности работающего населения в соответствующем населенном пункте.
  2. Сельскохозяйственные организации. К ним относят компании, основными видами деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, если выручка от реализации составляет более 50 % от общей суммы.
  3. Финансовые организации. К ним относят страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании фондов (ИФ, ПИФ, НПФ), клиринговые компании, организаторов торговли, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации.
  4. Кредитные организации. К ним относят компании, основной целью которых является извлечение прибыли от осуществления лицензируемой деятельности по кредитованию (банки и небанковские организации).
  5. Стратегические предприятия и организации. К ним относят ФГУП и ОАО с государственным участием, которые осуществляют производство продукции (работ или услуг), имеющих стратегическое общегосударственное значение. Также в эту категорию входят организации оборонно-промышленного комплекса. Конкретный перечень утвержден Правительством РФ.
  6. Субъекты естественных монополий. К ним относят компании, занимающиеся производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественных монополий. Например, энергетические предприятия.
  7. Застройщики. К ним относят компании, привлекающие денежные средства граждан и юридических лиц для строительства жилых домов с последующей передачей права собственности на жилье участникам строительства.
  8. Участники клиринга и клиенты участников клиринга. К ним отнесены профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие клиринговое обслуживание по сделкам с ценными бумагами или заключившие договор с такой компанией. Клиринг – это безналичные расчеты между участниками рынка ценны бумаг.
Читайте также:  Как получить гражданство РФ гражданину Таджикистана?

Что такое стратегическое предприятие

Под стратегическими компаниями понимаются такие юридические лица, которые задействованы в производстве стратегически важных товаров и услуг для обеспечения обороноспособности, безопасности страны, а также защиты основ нравственности, здоровья, прав и интересов российских граждан.

Это различные компании ОПК, НПО, НИИ и прочие компании, которые задействованы в гособоронзаказе.

Такие компании могут иметь форму ФГУП (федеральных государственных унитарных предприятий) или ОАО (открытых акционерных обществ). При этом акции стратегической компании принадлежат государству.

Перечень стратегически важных предприятий утверждается и пересматривается Правительством РФ. С перечнем можно ознакомиться в открытом доступе по нормам законодательства.

Перечень стратегически важных предприятий перечислен в Указе Президента РФ №1009 от 2004 г. В перечне представлены различные НИИ, аэродромы, научные центры, оборонные предприятия, телецентры, космические предприятия, Гознак и пр.

Банкротство стратегических предприятий – это далеко не редкость. Судами уже рассматривались такие дела, и не всегда по результатам юрлицо ликвидируется. Это, например, дела в отношении ФГУП «Завод «Сельмаш», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского», НПО «Сибсельмаш» и пр. Процедура банкротства стратегических предприятий выделена в отдельный параграф 5 127-ФЗ Главы 9, где рассматриваются особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц. По нормам указанной главы также банкротятся градообразующие и сельскохозяйственные организации.

В ситуации с вероятным крахом стратегических организаций алгоритм процедуры признания финансовой несостоятельности формируется по общей схеме и включает такие шаги:

  1. Наблюдение. На этом этапе выполняется анализ текущей ситуации и составляется план выхода из кризиса.
  2. Экономическая санация. Указанная стадия действует при подаче соответствующего ходатайства собранием кредиторов и предполагает «вливание» дополнительных средств. Если такого прошения нет, суд откладывает рассмотрение спора. Когда дело не терпит отлагательств, меры финансового оздоровления принимаются по запросу должника. В иных случаях суд выносит вердикт об этапе внешнего управления.
  3. Контроль извне. На этом этапе назначается финансовый поверенный, который руководит оздоровлением экономики предприятия. Причем план на проведение такого менеджмента направляется ответчику минимум за 15 суток до начала слушания дела. Нарушение этого условия дает право подачи ходатайства должником о получении бюджетных средств.
  4. Конкурс. Такая мера считается крайним шагом и означает ликвидацию актива должника путем реализации собственности этой фирмы на открытых торгах. Подобный шаг считается редкостью в рассматриваемых обстоятельствах. Исключением тут становится лишь инициатива Правительства.

Как видите, рассматриваемая операция банкротства, с точки зрения единой государственной политики, предусматривает предоставление компании шанса на выравнивание финансовой ситуации. Разберемся с отдельными нюансами описанных шагов.

Порядок финансового оздоровления стратегических объектов

Если кредиторами в период первого собрания по вопросам банкротства предприятия не выработана политика применения процедур, необходимых в деле о банкротстве стратегических объектов, не представлена кандидатура арбитражного управляющего, суд переносит заседание о рассмотрении заявления о банкротстве данного объекта до принятия кредиторами соответствующего решения.

Если нет оснований для отложения дела, суд выносит решение о проведении финансового оздоровления стратегического предприятия, при наличии поданных ходатайств учредителей или собственника об этом.

Вырабатывается стратегия выхода из финансового кризиса, путем предоставления государственных гарантий и разработки графика ликвидации задолженностей. Указанный график должен содержать срок не более одного месяца на ликвидацию долгов и выполнения обязательств с момента вынесения судом решения по оздоровлению предприятия.

Банкротство градообразующих предприятий и организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

В случае если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление при условии предоставления поручительства но обязательствам должника. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Орган, представивший поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *