Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.

Особенности ремонта по ОСАГО в 2023 году

По новым правилам, в 2023 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.

При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.

Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.

Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.

Нововведения 2023 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.

Сроки проведения ремонта по ОСАГО

Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.

Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.

В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Читайте также:  Порядок наследования по праву представления

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2023 году

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Почему выплаты заменили ремонтом

По мнению сторонников закона, новые правила получения компенсации по ОСАГО сведут к минимуму работу автоюристов.

– В теории поправки к закону исключают возможность деятельности автоюристов: после ДТП автомобилист приезжает к страховщику, получает направление на ремонт, и на этом история заканчивается. Но на практике надо понимать, что аварийных комиссаров очень много, и они будут искать новые способы заработать, – рассказал директор Воронежского регионального филиала «Согласие» Артем Цыганков.

По мнению председателя воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николая Киселева, если раньше автоюристы оспаривали стоимость ущерба, то теперь будут судиться за качество ремонта.

– Сами автоюристы шутят, что сейчас массово проходят переквалификацию. Автоюристы появились как следствие хронической недоплаты страховщиками компенсации автомобилистам. Чтобы избавиться от «аваркомов», должны пройти годы честной работы страховых компаний – тогда не будет необходимости в посредниках. Новые правила кардинально ничего не изменят, – отметил Киселев.

Юрист, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов предположил, что автоюристов станет меньше, но «не раньше чем через восемь месяцев, а то и год»: в течение этого времени «аварийные комиссары» будут помогать водителям с полисами ОСАГО, заключенными до 28 апреля.

В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Читайте также:  Налоговый вычет при продаже автомобиля

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

По новой системе страховые компании предложат автовладельцу на выбор список автосервисов, требования к которым установит ЦБ. Согласно принятым в первом чтении поправкам, СТО должна быть расположена не дальше 10 км от городов с населением от 500 тыс. человек и не дальше 200 км для меньших населенных пунктов.

Самое возмутительное, что в законопроекте нет определения качества запчастей и отсутствует понятие «новые детали». Даже для новых машин не делают исключения. Но доказать, что поставленная запчасть «была в употреблении» и привела к аварии или поломке, будет трудно.

«Не исключено, что после появления принудительного ремонта по ОСАГО возникнут полный хаос и неразбериха, — сказала «Миру Новостей» адвокат Анна Бутырина. — Одним из самых больших минусов законопроекта может стать тот факт, что страховые компании не будут нести никакой ответственности за ремонт ненадлежащего качества.

Если автовладелец определит, что ему были установлены б/у запчасти при ремонте и это привело, например, к поломке автомобиля, доказать это он сможет только в судебном порядке при помощи технической экспертизы. Если же машина находилась при этом на гарантии, установленные неоригинальные запчасти приведут к потере гарантии. И все это в конечном итоге приведет к потере нервов, времени, денег автовладельца и бесконечным судебным разбирательствам в надежде взыскать ущерб с автосервисов. А страховая компания останется в стороне».

После появления принудительного ремонта по ОСАГО участвующим в ремонте автосервисам ничто не помешает ради экономии выделенных страховщиками средств ставить на разбитые машины детали «второй свежести». А отсутствие формулировки «новая запчасть» приведет к спросу на подержанные комплектующие, что вызовет всплеск краж автомобилей для разборок и рост аварийности.

«Страховая компания всегда стремится сократить свои затраты. Поскольку у нее в руках большой объем денег, она будет диктовать кузовным сервисам, по каким ценам чинить автомобиль, — говорит руководитель сети автосервисов Fit service Данил Соловьев. — Сейчас потребитель, получая деньги на руки, хотя бы рублем голосует: хочу дешево или хочу качественно. Но скоро, видимо, выбора не будет».

Ко второму чтению законопроекта Ассоциация автомобильных дилеров просит прямо прописать в документе необходимость установки новых запчастей и запрет использования подержанных или восстановленных деталей.

Кроме того, автомобили возрастом до двух лет следует направлять на ремонт к официальному дилеру марки, а страховщика обязать оплачивать эвакуацию транспортного средства в сервис и стоимость проезда авто­владельца на общественном транспорте до места ремонта в сумме до 10 тыс. рублей.

Свои предложения подготовили Центробанк и Национальный союз автовладельцев. Если речь не идет о новом авто, расстояние от места ДТП до сервиса должно составлять не более 50 км, СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства автомобилиста, а срок гарантии на ремонтные работы должен составлять не два месяца, как сказано в первой редакции документа, а шесть.

Второе чтение обещает быть жарким, учитывая, какое у страховщиков мощное лобби.

Предоставление документов ГИБДД в случае утраты автомобиля

В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов.

В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами уполномоченных органов. Сведения о случае, указанном в абзаце пятом пункта 1.13 настоящих Правил, подтверждаются документами органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, содержащими информацию о снятии транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, с государственного учета после его утилизации.

В данном абзаце речь идет об особенностях досрочного прекращения договора ОСАГО. С 1 октября 2022 года утрата (гибель) транспортного средства должна подтверждаться документами ГИБДД, в которых указано, что утраченный автомобиль снят с учета.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2021 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Читайте также:  Продажа квартиры при наследовании

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

КОМУ ПОМОЖЕТ НОВАЯ РЕФОРМА ОСАГО 2017 ГОДА

К сожалению, всем угодить невозможно. Среди недовольных нововведениями, окажутся, к примеру, те, кто привык получать денежные средства вместо натуральной формы компенсации и ремонтироваться «в гаражах». Еще одна категория потенциально «недовольных» – автоюристы. Они будут против натуральной выплаты, так как такой подход не позволяет им зарабатывать больше на компенсациях.

Важно отметить: поправки в законодательство назрели давно и призваны повысить качество реализации страховых услуг, связанных с ОСАГО (поэтому «в идеале» автовладельцы должны выиграть от реформы). Однако, по моему убеждению, далеко не все исполнители готовы вкладывать силы и средства в сервис, большинство руководствуется фразой из известного мультфильма – «…и так сойдет!». А такой подход может свести на нет старания законодателей.

Негативный опыт ремонта в КАСКО

Опыт натурального возмещения в комбинированном автостраховании накопился значительный. А проблемы, связанные с такой практикой, чаще всего поднимали именно компании и предприятия. Что логично: машина для них – инструмент бизнеса, который в кризис, затянувшийся уже дольше чем на три года, нуждается в сокращении расходов.

Суть претензий к страховым компаниям по страхованию авто сводилась к отсутствию механизма контроля качества в цепочке «страхователь – страховщик – СТО»:

  • контракт о сотрудничестве существует только между СК и автомастерской: владелец не может предъявлять претензии по ремонту и срокам его завершения, так как де-юре не выступает клиентом;
  • страховщик является клиентом СТО, но за результаты ремонта и сроки он не отвечает;
  • оба партнера не заинтересованы в испорченных отношениях.

В итоге представители корпоративного держателя полиса автострахования вынуждены были проводить до сотни переговоров с каждой стороной по отдельности, чтобы получить машину в исправном состоянии за счет СК. Понятно, что успешными такие переговоры были не всегда.

  • Примерно в 30% случаев компания дорабатывала автомобили за собственный счет. В девяти из десяти таких ситуаций все заканчивалось сменой страховщика.
  • В 70% держатель полиса КАСКО для корпоративных клиентов обращался в суд. В половине случаев последний принимал сторону клиента СК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *