Отличия банкротства от неплатежеспособности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия банкротства от неплатежеспособности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действительно, понять до конца закон о банкротстве с первого раза не получиться. Ведь одно определение должника занимает 5 строчек. Поэтому кратко расшифруем основные термины, которые упоминаются в законе, а позже перейдем к вероятности банкротства.

Вероятность банкротства. Что такое несостоятельность?

Несостоятельность – это основное понятие банкротства. На самом деле, можно даже поставить знак равенства между банкротством и несостоятельностью. Проще говоря, несостоятельность – это когда компания не может расплатиться, и этот факт зафиксирован в суде.

Денежное обязательство – долг перед кредиторами.

Обязательные платежи – платежи, которые относятся не к кредиторам, а к государству. Это, например, налоги.

Должник – юридическое лицо (компания).

Руководитель должника – директор компании.

Кредиторы – те люди и организации, которым должник должен денег.

Конкурсные кредиторы – все физические и юридические лица (за исключением самих работников и налоговой).

Санация – меры по восстановлению платежеспособности.

Конечно, данный список далеко не исчерпывающий. Например, существует несколько видов арбитражных управляющих. Подробнее об этом мы говорили в этой статье.

Реестр несостоятельности – назначение

Информация о субъектах несостоятельности (банкротства) относится к открытым сведениям и размещается в публичном доступе. В связи с этим разработан специальный федеральный ресурс, где ведется ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Документ содержит только официальные данные обо всех банкротах, текущем состоянии процедуры, проводимых торгах. Общедоступная информация подлежит раскрытию в соответствии с законодательными требованиями стат. 28 Закона № 127-ФЗ.

Чтобы объявления о несостоятельности попали в единый реестр, необходимо подать данные уполномоченному оператору «Интерфакс». Представлять сведения вправе арбитражные управляющие или СРО управляющих. Услуга размещения является платной. Помимо публикации информации на сайте управляющий обязан направлять сведения о ходе процедуры банкротства в публичное печатное издание «Коммерсантъ». Передаваемые данные представляются в письменном виде с соблюдением требований п. 6.1 стат. 28. Для каждого из применяемых этапов банкротства установлен свой перечень обязательных сведений.

Понятия несостоятельности и банкротства

Неплатежеспособность – это развитие ситуации, которая возникает из-за невозможности должником выполнить обязательства по уплате обязательных платежей, так как это не позволяет сделать состояние активов организации. Понять этот термин можно, рассмотрев простой пример: Компания Х испытывает финансовые трудности из-за постоянно падения спроса на выпускающийся товар, из-за чего баланс счетов стремится к нулю или находится в убытке. Необходимую сумму для покрытия собственных расходов компания получает кредитами от различных банков, а когда приходят сроки выплат, то проявляется их неплатежеспособность.

Понятие банкротства очень простое – возникновение такого процесса обусловлено желанием самого должника или его кредиторов, которые могут подать специальное заявление в суд для дальнейшего разбирательства. Дело о банкротстве открывается в тех случаях, когда лицо понимает, что никакое внешнее управление или реструктуризация долга уже не помогут, и необходимо идти на крайний шаг. Согласно действующим законам, заявление рассматривается в определенный срок и если для его подачи были все причины, то начинается судебное разбирательство. В нем принимают участие:

  • сам должник;
  • арбитражный управляющий;
  • все кредитные организации.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Сделки должника, как фактор риска

Мы уже несколько раз упоминали о сделках должника и возможностях их оспаривания. Важно помнить об этом, т. к. признание сделок недействительными в результате их оспаривания приводит:

  • с одной стороны, к увеличению конкурсной массы должника за счет взыскания с контрагента имущества или денежных средств. При их отсутствии в конкурсную массу поступает право требования к такому контрагенту. Средства идут на финансирование процедуры банкротства и на расчеты с кредиторами;
  • с другой стороны, появляются новые кредиторы, которые отсутствовали на дату подачи заявления о банкротстве, т. к. контрагент, сделку с которым признали недействительной, может включиться в реестр требований кредиторов.

Все это, как и сами споры по признанию сделок должника недействительными, увеличивает:

  • сроки проведения процедуры банкротства,
  • сроки реализации имущества банкрота,
  • сумму реестра требований кредиторов и
  • размер субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Оспаривать сделки должника могут арбитражный управляющий и кредиторы. Сами сделки, которые могут быть оспорены, можно разделить на несколько видов:

1) подозрительные сделки:

  • сделки, совершенные должником в течение 1 года до принятия заявления о признании банкротом или после такого принятия, если должник получил неравноценное встречное исполнение (например, убыточная сделка или сделка по заниженной цене);
  • сделки, совершенные в течение 3 лет до принятия заявления о признании банкротом или после такого принятия, если их цель – причинить имущественный ущерб кредиторам, а другая сторона об этом знала (например, сделка, приведшая к банкротству компании, или сделка по отчуждению имущества, после которой должник продолжал фактически управлять им);
Читайте также:  Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2022 в 1С (28.10.22)

2) сделки с предпочтением – ​сделки, в результате исполнения которых кто-то из кредиторов получает удовлетворение раньше или больше, чем остальные кредиторы и чем он получил бы, если должник расплатится со всеми кредиторами:

  • недобросовестным – ​совершенные после принятия заявления о признании должника банкротом или в течение 1 месяца до его принятия (это практически все сделки по погашению долгов, совершенные в указанный срок);
  • обычным – ​совершенные в течение 6 месяцев до принятия заявления о признании должника банкротом (например, погашение должником долга контрагенту, входящему в одну группу компаний).

Добавим, что важной особенностью законодательства о банкротстве при оспаривании сделок является то, что под сделками понимается любое распоряжение имуществом, включая выплату заработной платы, платеж по договору или даже уплату налогов в бюджет.

Личное имущество, на которое кредиторы претендовать не могут

В случае привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности они отвечают по долгам своим имуществом. В отношении физических лиц существует перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Из значимого имущества можно выделить следующее:

  • жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением имущества, которое находится в ипотеке). Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда РФ, недавно озвученной в постановлении от 26.04.2021 № 15-П, суд может признать правомерным обращение взыскания на единственное жилье в зависимости от обстоятельств дела;
  • земельные участки, на которых расположено указанное выше жилое помещение (за исключением имущества, которое находится в ипотеке);
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество.

Как видно, перечень такого имущества очень краткий. Что же можно посоветовать в такой ситуации?

  1. Не совершать необдуманных действий по продаже имущества родственникам и друзьям.
  2. Не дарить имущество маме и папе.
  3. При наличии имущества, нажитого в браке, провести его раздел в соответствии с семейным законодательством, согласно которому половина имущества принадлежит супругу независимо от размера доходов супруга, и при разделе имущества суд вправе учесть интересы несовершеннолетних детей, увеличив долю супруга, с которым остаются дети при расторжении брака.

Главные действующие лица в процедуре банкротства

— банкротящееся лицо;

кредиторы банкротящегося должника. Закон о банкротстве наделяет их существенными полномочиями. Действуют кредиторы путем голосования на собрании кредиторов по принципу: один рубль долга — один голос. Именно собрание кредиторов рассматривает отчеты управляющего и принимает решения о введении той или иной процедуры банкротства и обращении в суд с соответствующим ходатайством;

— временный управляющий – это должность арбитражного управляющего* в процедуре банкротства «наблюдение»;

административный управляющий — в процедуре банкротства «финансовое оздоровление»;

внешний управляющий — в процедуре банкротства «внешнее управление»;

конкурсный управляющий — при «конкурсном производстве».

*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.

Что такое реестр требований кредиторов и зачем он нужен

Прежде чем получить право голосовать на собрании кредиторов, конкурсный кредитор должен подать в суд заявление о включении в реестр кредиторов должника. Суд в свою очередь должен признать это требование обоснованным.

Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).

Реестр состоит из трех разделов, в каждом из которых перечислены кредиторы соответствующей очереди в том порядке, в котором они заявили свои требования. Попасть в реестр можно на основании специального определения суда. Обычного судебного акта о присуждении долга в пользу кредитора недостаточно. Исключение составляют требования о выплате заработной платы и выходных пособий. Их арбитражный управляющий включает в реестр самостоятельно.

Включать свое требование в реестр требований кредиторов нужно по двум причинам: включенный в реестр кредитор может участвовать в процедуре банкротства и вправе получить удовлетворение своих требований в порядке очередности.

Кредиторы, которые не вошли в реестр кредиторов должника, могут получить удовлетворение, если что-то останется после погашения реестровых долгов или в рамках субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

В рамках процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления включить в реестр можно денежное требование из обязательства, которое возникло до момента, когда суд вынес определение о введении наблюдения.

Важно: в реестр на указанных стадиях банкротства не включают неденежные требования.

При введении же конкурсного производства в реестр требований включаются денежные и неденежные требования. При этом неденежные требования включают в реестр на основании денежной оценки.

Заявить требование в реестр можно на любой стадии банкротства, но не позже двух месяцев с момента, когда в ЕФРСБ появятся сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении этого срока реестр закрывается. Все оставшиеся требования становятся зареестровыми. Это значит, что кредитор получит удовлетворение за счет имущества должника, которое останется после удовлетворения всех реестровых требований.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

— увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

— справедливое распределение средств между сторонами;

— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Читайте также:  Туристический кешбэк 20% по карте «Мир» за путешествия по России в 2023 году

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

— нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 01.07.2016 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями, вступившим в силу 20.11.2014 года), Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и «Кодекс РФ об административных правонарушениях», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45″О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права1.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»(утратил силу).

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника (ст.49).

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение – одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Согласно определению, приведенному в ФЗ, наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура проводится до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Читайте также:  ОКЕИ — Общероссийский классификатор единиц измерения

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.

Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.

Обязанности временного управляющего:

– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

– проводить анализ финансового состояния должника;

– выявлять кредиторов должника;

– вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

– уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

– созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 67).

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (ст. 20).

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

– в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

– в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.

Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

Чем отличается банкротство должника-ООО от ликвидации?

Ликвидация юридического лица (в частности ООО), не всегда связана с финансовыми трудностями. Владелец может ликвидировать и вполне рентабельную компанию. Например, если сочтет, что она уже выполнила свою миссию, что выгоднее объединить ее с более крупным, принадлежащим ему же юридическим лицом, или по любым другим причинам. При отсутствии долгов для ликвидации субъекта хозяйственной деятельности не существует никаких препятствий.

Обращаться в арбитражный суд для ликвидации ООО нет никакой необходимости. Его просто можно закрыть в том же органе, который некогда зарегистрировал юридическое лицо – в ФНС. В том случае, разумеется, если никаких неоплаченных долгов (бюджету, рабочим, кредиторам) у компании нет.

Если же ликвидировать предстоит ООО с долгами, его вначале нужно провести через процедуру банкротства. Все имущество компании будет продано, долги, которые позволит погасить продажа активов, погашены, невозвратные списаны. Сама компания будет исключена из ЕГРЮЛ и перестанет существовать.

Для чего банкротство должника нужно кредитору?

Согласно ФЗ №127 судебные издержки оплачивает тот, кто инициировал процесс банкротства. Кредиторы обычно подают заявление о банкротстве своего должника, если юридическое лицо функционирует более-менее нормально и имеет активы, позволяющие после продажи, полностью погасить долг.

В этих случаях они стремятся не затягивать с подачей заявления, понимая, что с каждым днем потенциальный банкрот все глубже проваливается «в долговую яму». Хотя бы потому, что долги по зарплате работников растут, причем именно трудовой коллектив имеет больше всех прав на удовлетворение своих требований. А значит, с каждым днем шансы кредитора вернуть свои деньги уменьшаются.

Кроме того, в соответствии с положениями закона, кредитор имеет преимущественное право выбрать временного финансового управляющего. Управляющий, действующий в интересах кредитора, увеличивает вероятность того, что долг будет возвращен. Если не весь, то хотя бы большая его часть.

Признаки и условия банкротства юридического лица

Финансовая несостоятельность фирмы имеет место, если совокупная величина долгов достигла 300 тысяч рублей, включая налоговые обязательства, и по каждому отдельному кредитору требования не исполняются беспрерывно в течение трех месяцев. Без этих условий инициирование процедуры в суде невозможно. К неформальным критериям, обусловливающим банкротство юридических лиц с долгами, относится увеличение размера задолженности перед инвесторами и контрагентами, рост невыполненных обязательств в части обязательных взносов, налогов и сборов. Признаками трудностей являются блокировка расчетных счетов, поступление требований об оплате от налоговых органов на большую сумму, начисление штрафов и недоимок, поступление претензий от кредиторов, инициирование судебных процессов по взысканию долгов. Определяющими сигналами тревожности служат изменение структуры баланса и уменьшение оборотных активов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *