Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, значение и признаки подсудности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.
Какие дела подсудны мировому и районному суду
В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и дела. Сама же подсудность дел мировому судье в процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, положение 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.
Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.
Если необходимо рассмотреть правонарушение, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.
Обратите внимание!Что касается территориальной подсудности преступлений, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.
Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подведомственность для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.
Положение 30 УПК определило, в каком составе районный суд должен рассматривать иск. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.
Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.
Важно! Присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны.
Порядок подсудности в уголовном процессе
Основные критерии подведомственности суда состоят из следующих видов решения спорных вопросов:
- иска;
- спора, возникшего из-за административно-правового нарушения;
- производства дела;
- приказных.
Все материалы искового производства в первую очередь относятся к подведомственным судам, кроме тех, которые относятся к ведению различных юридических органов.
Статья 22 гласит о том, что подведомственные суды решают спор:
- возникший при административно правовом нарушении;
- в случае если поступила жалоба на работу избирательной комиссии;
- если возникли проблемы о внесении некоторых изменений в запись актов гражданского состояния в случае отказа;
- при поступлении жалоб для совершения нотариального действия в случае отказа.
Решаемые вопросы приказного производства, ведутся подведомственными судами. Приказ, в свою очередь, выдается по статье 22, нотариально заверяется и в то же время излагается в письменной форме.
Протест, заверенный нотариусом, направляется на рассмотрение в специальные органы и, соответственно, назначается выплата налоговых сборов.
Подведомственность дел арбитражным судам
Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.
Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.
В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:
- юридических лиц организаций;
- индивидуальных предпринимателей;
- субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.
Арбитражный суд компетентен оспаривать и защищать права граждан, занимающихся предпринимательской и коммерческой деятельностью.
В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.
При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:
- определяет экономический характер спора;
- предмет конфликта;
- основания.
Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел
Цель определения признаков — обеспечение эффективности расследования. Кроме того, значение имеют и права потерпевшей стороны. Нарушение прав обвиняемого также не допускается. Каждый из них должен иметь возможность при необходимости обратиться с ходатайством или жалобой.
Но есть еще один аспект, который именуется «правами обвиняемых на законных (естественных) следователей и на справедливый суд и законный приговор». Нарушение правил подследственности стоит на одном уровне по важности с этими законными правами обвиняемого (подозреваемого). И если в определенный момент было нарушение, последствия наступят тут же.
Обратите внимание! Главное, что в таких случаях возникает обоснованное подозрение в непристрастности. Иными словами, со стороны может показаться, что дело изначально направляется в те инстанции, которые будут «решать вопросы» заинтересованных лиц, вместо того, чтобы справедливо и объективно вести расследование. Здесь нарушается принцип равенства сторон, что считается грубейшим нарушением законов России.
Подсудность уголовных дел — это совокупность признаков конкретного уголовного дела, при учете которых решается вопрос о том, какой суд первой инстанции должен рассматривать данное дело по существу.
Осуществление правосудия на территории такого огромного государства, как Российская Федерация, требует соответствующей организации деятельности судов разных звеньев и, прежде всего, оптимального распределения между ними уголовных дел, поступающих для рассмотрения по существу. С этой целью законодатель предусмотрел правила подсудности. При этом учитывается ряд признаков, характеризующих конкретное уголовное дело, которые и позволяют определить, какой суд первой инстанции должен принять данное дело к своему производству и рассмотреть его по существу.
Этими признаками являются:
1) место совершения преступления (начало и окончание конкретного преступления);
2) состав преступления, т.е. норма уголовного закона, по которой органы предварительного расследования квалифицировали деяние, вмененное обвиняемому либо лицу, в отношении которого ставится вопрос о применении принудительных мер медицинского характера;
3) данные о личности субъекта преступления;
4) другие обстоятельства, дающие возможность определить, какой суд должен рассмотреть конкретное уголовное дело, позволяя при этом экономить время, силы и средства судебной системы и общества в целом. Например, проживание всех участников уголовного судопроизводства на одной территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, отличного от места совершения преступления, и др.
1. В основу предметной (родовой) подсудности положен такой определяющий признак, как квалификация преступления, инкриминируемого обвиняемому.
Она призвана разграничивать компетенцию судов различных звеньев: мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции. Так, мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ, к подсудности федеральных районных судов, а также приравненных к ним военных судов отнесены дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 31 УПК РФ. Судам субъектов Федерации и приравненным к ним военным судам подсудны уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.
2.Территориальная подсудность устанавливается по общему правилу в зависимости от основного признака, каковым признается место совершения преступления.
Согласно ч. 1 ст. 32 УПК РФ уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Однако в реальной жизни могут возникнуть ситуации, в которых определить подсудность исходя только из указанного критерия довольно сложно. Поэтому УПК РФ предусмотрел из названного правила исключения. Так, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого, то дело об этом преступлении подсудно суду по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 32 УПК РФ). Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из этих преступлений (ч. 3 ст. 32 УПК).
В целях экономии сил и средств, обеспечения прав и интересов участников процесса уголовно-процессуальный закон допускает изменение территориальной подсудности. Ее изменение допускается лишь до начала судебного разбирательства в следующих случаях:
1) по ходатайству стороны, если удовлетворяется ее (стороны) ходатайство об отводе всего состава суда;
2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, если:
а) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст.63 УПК РФ;
б) не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.
Решение вопроса об изменении территориальной подсудности уголовного дела по перечисленным основаниям отнесено к компетенции председателя вышестоящего суда или его заместителя. Ходатайство стороны или представление председателя суда, в который поступило уголовное дело, рассматривается председателем или его заместителем вышестоящего суда в судебном заседании в порядке, предусмотренном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК РФ (ч. 3 ст. 35 УПК РФ).
3. Персональная (субъектная) подсудность уголовного дела применяется в тех случаях, когда обвиняемый по делу в силу требований закона является специальным субъектом.
Характерным примером применения персональной подсудности являются уголовные дела в отношении военнослужащих. В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, подсудны военным судам. Из данного общего правила сделаны исключения. Они сводятся к следующему.
Первое. Если уголовное дело по обвинению группы лиц под- судно военному суду хотя бы в отношении одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Если же указанные лица против рассмотрения данного дела военным судом, то уголовное дело в отношении них должно быть выделено в отдельное производство и направлено для рассмотрения по существу в суд общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то это уголовное дело в отношении всех лиц должно рассматриваться соответствующим (с учетом предметной подсудности) судом общей юрисдикции.
Второе. Оно имеет противоположную направленность. Согласно ч. 8 ст. 31 УПК военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, проходящими службу в составе российских войск, но и членами их семей, а также другими гражданами РФ, если:
1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;
2) иное не предусмотрено международным договором РФ.
4. Подсудность по связи дел применяется в тех случаях, когда возникает необходимость определить подсудность уголовного дела, в котором объединено несколько дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, подсудных судам разных уровней.
В данной ситуации уголовное дело о всех преступлениях и всех обвиняемых рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК). При совершении преступлений в группе с военнослужащим подсудность дела определяется по правилам, описанным выше, и с учетом предметной подсудности (ч. 2 ст. 33 УПК).
Подсудность уголовных дел необходимо отличать от подследственности уголовных дел. Данные понятия сходные, но не идентичные. Между ними нет жесткой зависимости, хотя критерии, исходя из которых определяются подсудность и подследственность уголовных дел, в определенной степени совпадают. Например, место совершения преступления, состав преступления и т.д. В то же время подследственность, к примеру, уголовного дела следователю районного следственного отдела, следственного управления, Следственного комитета России по субъекту Федерации не всегда предопределяет районную подсудность этого дела. Если по данному делу обвинение будет предъявлено по ч. 2 ст. 105 УК РФ либо другой статье, отнесенной к подсудности суда субъекта Федерации, то дело должно быть передано для рассмотрения в соответствующий суд субъекта Федерации.Подсудность уголовных имеет важное процессуальное и организационное значение. Оно заключается в следующем.
Во-первых, правила подсудности обеспечивают право гражданина, обвиняемого в совершении преступления, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, действующим на основании и во исполнение закона.Данное право обвиняемому, подсудимому гарантировано требованиями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.1, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Российской Федерации 30 марта 1998 г.2), ст. 47 Конституции РФ. Согласно этим документам подсудность уголовного дела не может определяться по усмотрению какого-то органа власти или должностного лица. Она устанавливается законом и в строгом соответствии с ним каждое уголовное дело направляется в тот суд, к подсудности которого оно отнесено.
Во-вторых, подсудность как уголовно-процессуальный институт позволяет упорядочить работу судов разных звеньев, обеспечить реализацию свободного доступа граждан к правосудию.
В-третьих, рассматриваемый институт дает возможность оптимизировать работу судов с точки зрения нагрузки на отдельно взятого судью, а также временных и финансовых затрат по осуществлению правосудия. Например, если преступления с точки зрения территориальной подсудности совершены в разных местах, то уголовное дело с целью оптимизации времени рассмотрения и судебных издержек может быть рассмотрено не по месту его расследования, а по месту совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или по месту совершения наиболее тяжкого из них.
Принятие решения о переводе разбирательства
Это действие может совершить только уполномоченное лицо. В пределах области, края, республики либо любого другого субъекта РФ принять решение о переводе дела может председатель соответствующего суда (краевого, областного, республиканского и пр.). Что касается решения вопроса о перемещении материалов из органа одного региона в уполномоченный институт другого субъекта, то эта процедура должна согласовываться с председателем ВС РФ либо его заместителем. Аналогичным образом решается вопрос о переводе судебного разбирательства в подсистеме военных инстанций.
По своей сути, такие допущения противоречат Конституции. В указанных случаях УПК не предусмотрел необходимость учета мнения самого обвиняемого. Данное противоречие сглаживается в разъяснении Пленума ВС. В частности, в нем говорится о том, что при невозможности рассмотрения уголовного дела тем уполномоченным лицом и в том суде, к подсудности которых оно относится, председатель вышестоящего органа может переместить разбирательство в другой ближайший институт того же уровня при обязательном извещении сторон о причинах данной процедуры.
Такая ситуация может обуславливаться разными обстоятельствами. Например, она возникает при недопустимости повторного рассмотрения материалов тем же судьей, наличием факторов, которыми устраняется конкретный судья от разбирательства данного дела. Таким образом, ВС РФ ориентирует нижестоящие органы на модернизацию практики использования положений ст. 44 УПК. В данном случае целью выступает недопущение внесения произвольных решений, ущемляющих права и интересы обвиняемых.
Подведомственность административных дел судам
Перечень правонарушений, по которым дело рассматривают именно суды, обширен. Его устанавливает часть 1 стати 23.1 КоАП РФ. Но сами суды тоже делятся. Они бывают мировыми, районными, арбитражными, судами субъекта РФ и т.п.
По общему правилу дело по существу рассматривает мировой суд.
Районный суд рассматривает дело по существу, во-первых, если по делу проводилось административное расследование. Во-вторых, если наказание за правонарушение КоАП устанавливает в виде административного выдворения, приостановление деятельности, дисквалификацию.
Судьи районных судов будут выносить решения по делам:
- о нарушении законодательства в сфере собраний, митингов, шествий и т.п. (ст. 5.38)
- в области охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13-7.16, ч. 18,19 ст. 19.5)
- неповиновение законному требованию сотрудника органа власти (19.3)
- возбуждение ненависти, вражды и иные, предусмотренные частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Судьи арбитражных судов рассматривают правонарушения, перечень которых устанавливает статья 23.1, когда они совершены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это правонарушения в экономической сфере.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ говорит, что ряд дел тоже рассматривают судьи. Если орган власти передает суду материалы.
Как определить подведомственность административных дел
В России существуют различные контролирующие органы. Каждый из которых наделен определенными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности. Обширный перечень органов власти и судебной системы предопределяют также общественная опасность некоторых видов правонарушений. А также значительные ограничения прав человека при назначении отдельных видов административных наказаний.
В процессе привлечения к административной ответственности подведомственность означает полномочие рассматривать дело. То есть исследовать доказательства, личность правонарушителя, обстоятельства дела и назначить административное наказание. Но КоАП предусматривает, что и возбуждение дела об административном правонарушении тоже осуществляют определенные должностные лица органов власти. То есть это тоже своего рода подведомственность. Но связанная с составление первичных процессуальных документов.
Полномочия органов власти и суда на рассмотрение дел закрепляет глава 23 КоАП РФ. А составлять протоколы (начинать дело) – статья 28.3 КоАП РФ.
Понятие и значение подсудности
Подсудность — это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, каким судом дело будет рассмотрено по первой инстанции.
Значение подсудности уголовных дел заключается в том, что она:
- 1) упорядочивает судопроизводство, способствует его оперативности. Для исключения волокиты и неоднократной передачи уголовного дела и.і сула в суд лакомом запрещены споры о подсудности между судами. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в установленном законом порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК);
- 2) способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора. Согласно ст. 31 УПК уголовные дела распределяются между судами так, что большинство из них, прежде всего о преступлениях небольшой и средней тяжести, разрешается по существу мировыми судьями и районными судами. Вместе с тем дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, т.е. наиболее сложные дела, рассматриваются в вышестоящих судах, судьи которых обладают большим опытом и знаниями;
- 3) обеспечивает в российской правовой системе реализацию международно-правовых стандартов, а именно права обвиняемого на «собственного» судью. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ указано: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Эти положения нашли отражение в ст. 31—36 УПК.
Какие дела подсудны мировому судье
В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и уголовные дела. Сама же подсудность дел мировому судье в уголовном процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, ст. 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они, в свою очередь, не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.
Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.
Если необходимо рассмотреть уголовное дело, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.
Что касается территориальной подсудности уголовных дел, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.
Распределение уголовных дел
Распределение дел уголовной направленности по какому-либо признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к процессу правосудия и при этом направлено на минимизацию личных, а также каких-либо финансовых затрат, тесно связанных с судебным разбирательством правонарушительного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность определенных территориальных правил подсудности, а также некая возможность их изменения в конкретных законом случаях, что, как уже было указано, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только органом судебной власти определенного уровня.
Специфика построения судебной системы Российской Федерации, где существует большое количество судебных органов районной направленности с небольшим количеством судей, также обусловила потребность законодательной регламентации случаев, когда происходит изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, которая в свою очередь обеспечивает реализацию основных принципов осуществления правосудия.
Подсудность и подведомственность – в чём различие?
Очень часто подсудность отождествляют с подведомственностью, что является в корне неверным. Эти понятия несут абсолютно разный смысл. Подведомственность – это то, как разграничивается и распределяется компетенция органов власти относительно тех или иных споров. Каждый государственный орган может рассматривать только тот ряд вопросов, на урегулирование которых он имеет необходимые полномочия. Таким образом, подведомственностью обладают все органы государственной власти. Подсудность же является своеобразным правилом, по которому ряд относящихся к судам вопросов распределяется между ними. Отсюда следует, что подсудность применяется только в отношении судебных инстанций. Таким образом, подсудность и подведомственность имеют схожие черты, однако отождествлять эти понятия никоим образом нельзя.
Реализация института подследственности в системе уголовно-процессуальных институтов
По смыслу ст. 38 УПК РФ, следователь является должностным лицом, уполномоченным самостоятельно осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Предполагается, что следственные и иные процессуальные действия производит непосредственно он. Однако в ходе производства по делу может возникнуть необходимость проведения следственных или оперативно-розыскных действий в районах, удаленных от места производства предварительного следствия.
В действующем УПК РФ отдельной статьи, регламентирующей порядок направления и исполнения отдельных поручений следователя, нет. Данные действия регулируются положениями п.4 ч.2 ст.38 и ч.1 ст. 152 УПК РФ. Согласно ст. 38 следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Согласно ст. 152 УПК РФ в случае необходимости следователь вправе поручить производство следственных или розыскных действий соответственно следователю или органу дознания. Нет никаких сомнений, что в подобных случаях должны учитываться нормы о подследственности.
На наш взгляд, стоит согласиться с мнением А.И. Михайлова о том, что обращения следователя к следователю или дознавателю с письменным поручением о производстве следственных или оперативно-розыскных мероприятий стоит именовать отдельным поручением следователя, которое должно быть оформлено в письменном виде.1
На основании анализа норм УПК РФ, поручения следователя могут быть разбиты на две группы.
К первой группе относятся такие, которые вправе девать следователи только органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия. В силу ст.38 УПК РФ следователь не вправе самостоятельно осуществлять подобные мероприятия, а согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующие органы обязаны исполнять поручения, полученные в письменной форме от следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
При направлении подобных поручений, не носящих уголовно процессуального характера, следователь в своем поручении не вправе устанавливать, методы, средства и способы его исполнения, так как это не входит в его компетенцию. Такого рода поручения должны быть направлены руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который в свою очередь выделяет оперативного работника для его выполнения.
Ко второй группе относятся поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, то есть поручения уголовно-процессуального характера, которые направляются в органы, осуществляющие предварительное расследование. В данной связи видится верным мнение о том, что поручения подобного характера должны направляться только в случае отсутствия у следователя возможности произвести их лично.2
Закон не регламентирует, какие следственные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие могут быть выполнены путем направления поручения.
Представляется, что наиболее значимые для конкретного уголовного дела следственные действия, в результате которых появляются наиболее важные сведения об обстоятельствах, указанных в ст. 73 УПК РФ, как правило, должны производиться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, хотя это и может быть связано с выездов в другой город или область.
В случаях возникновения необходимости производства различных следственных действий в другом районе (области), следователь в порядке ст. 152 может поручить их производство органам расследования, дислоцирующимся в этом районе. Но при необходимости производства в другом районе ключевых для расследования уголовного дела следственных действий или следственных действий в большом объеме, они должны быть выполнены самим следователем, ведущим дело, путем выезда на место. Производство их по отдельному поручению означало бы перекладывание своих обязанностей на другого следователя.
В ст.38 УПК РФ в общей форме указано, что по письменному поручению следователя могут быть произведены действия по исполнению постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Подобная законодательная формулировка не случайна. Ключевым на наш взгляд, в ст.ст. 38, 152 УПК РФ является формулировка «поручать производство», то есть само решение о необходимости производства, а также надлежащее оформление принятого решения (вынесение соответствующего постановления, обращение в установленном порядке в суд за санкцией и т.д.), должно приниматься следователем, в чьем производстве находится уголовное дело.
Что же касается производства по поручению следователя следственных действий, то закон никаких ограничений либо конкретных перечней не содержит. Однако есть ряд следственных и розыскных действий, которые не следует выполнять путем направления отдельного поручения. Прежде всего, это поручения следователям другого района истребовать и пересылать к месту производства расследования по делу различного справок. Подобные запросы о выдаче соответствующих справок, характеристик, копий судебных решений и прочих документов подлежат направлению непосредственно в те организации и учреждения, которые располагают соответствующими данными и документами.
В связи с возможностью выполнения отмеченных процессуальных действий по поручению, возникает вопрос о том, какому конкретно органу расследования направляется такое поручение. Четкого ответа на этот вопрос в уголовно-процессуальном законе не содержится.
Думается, что исполнение отдельных поручений следователя должно осуществляться, прежде всего, при строгом соблюдении предметной, территориальной и персональной подследственности уголовных дел. Так, если дело по предметному признаку подследственно следователю органов внутренних дел, то и выполнение этих процессуальных действий следует поручить следователю этого ведомства. Лишь в исключительных случаях их производство может быть поручено следователям следственного комитета при прокуратуре РФ или следователям других органов. В случае, например, необходимости провести допрос военнослужащего, подобное поручение должно направляться следователю военного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, либо командиру воинской части, осуществляющему в порядке ст. 40 УПК РФ, функции органа дознания. Естественно, что поручение необходимо направлять в тот орган предварительного расследования, который правомочен осуществлять такую деятельность в том районе, где необходимо исполнить поручение, то есть в соответствии с критериями определения территориальной подследственности.
Исходя из того, что в соответствии со ст. 38 УПК РФ отдельное следственное поручение должно направляться в письменном виде, видится верной позиция, что отдельное поручение должно состоять из трех частей: вводной, описательной, резолютивной1. При этом добавим, что именно во вводной части отдельного поручения определяется его исполнитель с учетом предметной, персональной и территориальной подследственности уголовных дел.
Институт подведомственности гражданских дел первоначально был направлен на разграничение компетенции различных органов государства в сфере защиты прав, свобод и законных интересов. Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в теории предметную компетенцию различных органов государства, компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, комиссий по трудовым спорам и иных организаций, имеющих право разрешать вопросы права. Подведомственность — это совокупность юридических норм, установленных в законах и определяющих возможность конкретного органа разрешать тот или иной спор (правовой вопрос) в зависимости от субъекта, предмета и характера спора. Таким образом, как межотраслевой правовой институт, подведомственность указывает, какой орган разрешает спор, в отношении каких субъектов и по какому вопросу.
В силу ст. 6 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. Статья 46 Конституции РФ также гарантирует судебную защиту. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Например, в соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судом. Комиссии также разрешают спорные вопросы по охране труда, зарплате работников, другие социально-трудовые вопросы.
Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.
Вопрос о том, какой конкретный арбитражный суд или какой конкретный суд общей юрисдикции компетентен рассмотреть подведомственный этим судам спор по первой инстанции, и является вопросом подсудности.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе») к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Гражданские дела Конституционным Судом не разрешаются. Его полномочия определены в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе»).
Компетенция каждого из указанных судов определена законом. Так, компетенция мировых судей закреплена в ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и ст. 23 ГПК РФ. Компетенция военных судов, осуществляющих судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, закреплена в ст. ст. 14, 22 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах». Детальная регламентация подведомственности и подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов определена процессуальными законами — ГПК РФ (гл. III, ст. ст. 22 — 33) и АПК РФ (гл. IV, ст. ст. 27 — 39).
Основные принципы и правила
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.