Расчет налога на землю для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налога на землю для юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция налога показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налоги выполняют четыре основные функции: а)фискальную; б)регулирующую; в)распределительную; г)контрольную. Фискальная функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. В рамках распределительной функции выделяют пять подфункций[6]:

1)первоначальная распределительная;

2) перераспределительная;

3)стимулирующая;

4)сдерживающая;

5)воспроизводственная.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

Налоговые принципы и их реализация в налоговой системе. Классические принципы: (разработал Адам Смит)

1) Принцип всеобщности налогообложения – каждый должен платить налоги равным образом соразмерно своим возможностям.

2) Принцип удобности – налоги нужно взыскивать в такое время и таким способом, который наиболее удобен плательщику.

3) Принцип определенности – время, место, способ платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

В РФ этот принцип реализуется: новые налоги и изменения существующих налогов не могут вступить в силу ранее чем через месяц после официальной публикации (если изменения), ранее очередного налогового периода по данному налогу; а новые налоги – не раньше чем со следующего года. Ухудшающие положение налогоплательщика поправки – обратной силы не имеют.

4) Принцип экономии затрат – расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше, чем сумма собираемых налогов.

Законодательные принципы[7]:

1)Налоги не должны носить дискриминационный характер в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала , политических и религиозных убеждений, пола, расы.

1) Налоги не должны нарушать единое экономическое пространство страны.

3) Налоги не должны подрывать конституционные права и свободы граждан.

4) Не должно быть разное налогообложение в зависимости от формы собственности.

Принцип нейтральности: Налоги не должны оказывать существенного влияния при принятии управленческих решений.

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующему выводу. Земельный налог, как и любой другой налог, имеет элементы, к которым относят объекты и субъекты налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога, налоговую базу, ставки по земельному налогу, налоговые льготы по земельному налогу.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Поскольку данный налог является местным, средства от уплаты налога за все земельные участки, расположенные в границах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), в полном объеме должны зачисляться в соответствующий местный бюджет независимо от формы собственности на земельные участки, в том числе независимо от процесса разграничения государственной собственности на землю.

Читайте также:  Сколько денег дарить на свадьбу в 2023 году?

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке[11]:

1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;

2) налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;

3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;

4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: а) 0,3% в отношении земельных участков: — отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; — приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков[12].

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права на земельный участок исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в пользовании налогоплательщика.

Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. В отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства. Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога зависит от момента государственной регистрации права на земельный участок.

Однако, если землепользователь необоснованно уклоняется от государственной регистрации своего права на землю, это является основанием для применения к нему санкций за умышленное уклонение от уплаты земельного налога. Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не позднее 1 марта этого года[13].

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом[14].

Земельный налог относится к местным, поэтому правила его уплаты в рамках общих положений Налогового кодекса РФ устанавливают муниципалитеты и власти городов федерального значения. В частности, местные власти определяют сроки уплаты земельного налога – в том числе, авансовых платежей по земельному налогу.

Правила, которые касаются того или иного земельного налога в соответствующем регионе, необходимо уточнять у органов местных властей того региона, где расположен интересующий земельный участок.

Было отмечено, что земельный налог выплачивается юридическими или физическими лицами в том случае, если данный объект находится[21]:

— в собственности;

— в постоянном бессрочном пользовании;

— в пожизненном наследуемом владении.

Существует несколько видов освобождения от уплаты земельного налога. В таком случае от уплаты земельного налога освобождены следующие земли:

— земли, которые ограничены в обороте или же полностью изъяты из оборота[22].

-земли, которые входят в лесной или водный фонд.

Земельный налог определяется как произведение налоговой ставки на налоговую базу. При необходимости также применяются дополнительные коэффициенты.

Налоговая ставка земельного налога определяется местной властью и в любом случае не может составить больше 1,5%[23].

Однако, есть некоторые послабления в отношении налоговой ставки по земельному налогу. Есть земельные участки, к которым ставка земельного налога применяется в размере 0,3%. Это:

— земли сельскохозяйственного назначения[24].

— земельные участки, которые находятся под жилищным фондом и инженерной инфраструктурой для данного жилищного фонда.

— дачные участки.

— земельные участки, которые необходимы для обеспечения целей государственной обороны или таможни.

Налоговая база по земельному налогу рассчитывается по кадастровой стоимости участка.

Для того, чтобы уплатить земельный налог, юридическое лицо должно самостоятельно узнать кадастровую стоимость данного земельного участка. В случае, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась, то необходимо исчислять данный налог по-новому. Следует отметить, что кадастровая стоимость земельных участков пересматривается один раз в пять лет.

Значительные тонкости в определении кадастровой стоимости земельного участка начинаются, когда земельный участок находится в долевой собственности. В таком случае, на сумму полученного результата земельного налога необходимо умножить размер доли в собственности данным земельным участком, например, 0,5,0,25 и прочее[25].

Читайте также:  Как зачесть или вернуть переплату по НДФЛ

Отчитываться по земельному налогу нужно раз в год.

Рассмотрим пример, как необходимо рассчитывать земельный налог по кадастровой стоимости.

Организации ООО «ХХХ» узнала кадастровую стоимость земельного участка, который находится у нее в собственности. Она составляет 500000 рублей. Местная ставка земельного налога составляет 1,5%. Ни на какие льготы и послабления в отношения уплаты земельного налога, организация не имеет право.

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости имеет вид: 500000 рублей * 1,5% = 7500 рублей.

Таким образом, в завершении главы можно прийти к следующим выводам[26].

— были проанализированы практические аспекты порядка исчисления и уплаты земельного налога в местный бюджет того региона, где расположен тот или иной земельный участок.

— ставки на земельный налог для физических лиц устанавливаются местными органами власти того региона, где находится данный земельный участок, который подлежит обложению.

— отдельными положениями НК РФ предусмотрено снижение налоговой базы по земельному налогу на 10000 рублей.

— физическому лицу приходит требование об уплате земельного налога в письменной форме, которое он должен исполнить в обязательном порядке.

— был проанализирован порядок расчета земельного налога для юридических лиц в 2016 году.

— земельный налог с юридических лиц имеет аналогичную налоговую базу и ставки с земельным налогом у физического лица.

— исключение составляют группа юридических лиц, которые полностью освобождены от уплаты земельного налога.

— порядок уплаты земельного налога юридическими лицами существенным образом отличается от уплаты земельного налога физическими лицами. Юридические лица обязаны выплатить данный налог самостоятельно в бюджет в виде годового земельного налога и авансовых платежей по нему.

— особое место в расчете земельного налога имеет кадастровая стоимость земельного участка. Ведь именно по ней и вычисляется земельный налог. Именно к кадастровой стоимости применяется налоговая ставка земельного налога, которая установлена законодательством местных органов власти того региона, где находится конкретный земельный участок.

Земельный налог для юридических лиц: ставка и время выплаты

Три типа налоговых сборов имеют место на территории всей Российской Федерации – речь идёт о местных, региональных и федеральных. Налог на землю, о котором мы поговорим в этой статье, относится к категории местной, и, как говорится в статье №15 НК РФ, его расчёт и выплаты регулируются кодексами и актами права властных органов населённых пунктов.

Сбор этот обязаны платить жители городских округов и поселений. Плательщиками данного сбора являются лица физические и юридические, обладающие имущественным правом (собственности), правом использования или наследования, позволяющих им владеть участками земли, различными по площади.

Земельный налог для юридических лиц начисляется в том случае, если имеют землю именно в пользовании без срока или в полном владении. Статьи №394, 396 и 390 НК страны подробно описывают, что есть земельный налог для юридических лиц.

В тексте ниже мы расскажем, какие ставки применяются к этому виду сбора, разберём механизмы расчёта суммы налога, поговорим об особенностях выплат и о том, какие санкции предусматривает государство юрлицам-неплательщикам.

Как рассчитать земельный налог для предприятий в 2022 году

Сумма земельного налога определяется по окончанию налогового периода. Иными словами, в конце года. Рассчитывая налог на землю в конце года, необходимо пользоваться следующей формулой:

Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма по льготе) х Ставка

Рассчитывая налог на землю по участку, находящемуся в границах 2-х и более муниципальных образований, необходимо узнать сумму налога по всем его частям. Чтобы этого сделать, нужно воспользоваться такой формулой:

Налог на землю по части участка, который находится в пределах одного муниципального образования = (Кадастровая стоимость земельного участка, которыйрасполагаетсяв пределах одного муниципального образования – сумма по льготе) х Ставку, которая установленав пределах этого муниципального образования

Налоговые льготы при уплате налога на землю

Буква закона подразумевает послабления, рассчитывать на которые могут плательщики сбора на землю. Расскажем о них подробнее.

Таблица 1. Виды льгот при оплате земельного налога

Вид льготы Описание
Льготы для москвичей, петербуржцев и севастопольцев (жителей городов федерального значения) Законодательные нормы и акты названных населённых пунктов дополнительно регулируют земельную пошлину. Для примера: в Москве налоговая (финансовая) база сбора на землю уменьшается на миллион рублей для жителей-льготников: инвалидов, ветеранов, многодетным семьям, «чернобыльцам» и подобное.
Льготы отдельным категориям граждан Речь идёт об уменьшении базы налога на десять тысяч рублей применительно к одному участку земли. Льгота рассчитана на людей, имеющих награды от правительства СССР и РФ, военных и ветеранов, инвалидов и граждан, страдающих от тяжких болезней.
Льготы по месту жительства Жители Сибири, Севера и Дальнего Востока, относящиеся к народностям малой численности и использующие земли для развития своего образа жизни, традиций и промыслов, освобождаются от земельного сбора полностью.

Ставка по земельному сбору

Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму сбора по формуле, используя данные о ставки. Она зависит от категории земли и соответствует разрешённому виду на использование. Согласно этим данным, ставка не превышает 0,3 процента:

  • от цены земель в дачных посёлках, участков, на которых предполагается ведение подсобного хозяйства, выращивание скота, овощей и фруктов, участков сельскохозяйственного назначения или сельхозпроизводства;
  • от цены за участки, где будут возведены жилые объекты недвижимости, земли, оставленные для ЖКХ-объектов и жилищных фондов;
  • для земли, которая используется для представления таможенного надзора, обороны и безопасности;
  • для ограниченных по обороту земель (по требованию государства);
Читайте также:  Лишение воинского звания – в каких случаях применяются и можно ли вернуть чин?

Ставка, не превышающая полтора процента установлена для земель, не входящих в вышеуказанный перечень.

Дифференцированные ставки по сбору на землю могут устанавливать местные власти. Решение об этом принимается исходя из типа разрешения на использования земли и её категории.

Расчет налога для физических лиц

Формула ничем не отличается от аналогичной для организаций, единственная особенность – порядок уплаты. Физическое лицо получает квитанцию с уже сделанными расчетами из налоговой инспекции, необходимо лишь оплатить ее. Проверить правильность расчетов ФНС можно и самостоятельно, при обнаружении ошибок уведомив налоговые органы.

Кроме того, широкий круг налогоплательщиков-физических лиц пользуются льготами – налогооблагаемая база уменьшается на 10 тыс. рублей для ветеранов войны, инвалидов и некоторых других категорий лиц. Перечень устанавливает ст. 291 НК РФ, он может быть дополнен решением соответствующего муниципалитета, чаще всего льготы устанавливаются для пенсионеров, матерей-одиночек и других лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите.

Нужно ли платить НДС при возмещении земельного налога в случае продажи здания?

Если одна организация продала здание, находившееся у нее в собственности, другой и в договоре купли-продажи оговорено, что покупатель обязан компенсировать продавцу расходы по уплате земельного налога за участок, занимаемый проданным объектом, с момента продажи до даты госрегистрации перехода права собственности на него, то суммы компенсации, полученные от покупателя, следует облагать НДС.

Это связано с тем, что в соответствии со ст.15 Закона N 1738-1 основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.

Согласно п.1 ст.552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи подлежит госрегистрации, которая удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Датой госрегистрации является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Исполнение сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества до госрегистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (ст.551 ГК РФ), в том числе и по уплате налога на землю.

Следовательно, до госрегистрации перехода права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи земельный налог уплачивает продавец недвижимости.

В соответствии с п.3 ст.38 НК РФ любое реализуемое имущество (здания являются недвижимым имуществом — ст.130 ГК РФ) для целей налогообложения признается товаром, а согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ операции по реализации товаров на территории РФ являются объектом обложения НДС.

Освобождение от налогообложения операций по реализации зданий и сооружений, находящихся в собственности юрлиц, гл.21 НК РФ не предусмотрено, следовательно, операции по их продаже подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):

  • Организации;

Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;

  • ИП;

  • физлица.

Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).

Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК).

Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):

1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности

Как рассчитать налог на землю

Обновление: 17 сентября 2018 г.

Начнем с того, что из всех категорий налогоплательщиков – организаций, ИП и физических лиц – самостоятельно рассчитывать сумму земельного налога должны только организации. И граждане, и предприниматели (последние, напомним, также относятся к физическим лицам), уплачивают земельный налог на основании уведомлений, полученных от ИФНС (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Юридические лица становятся плательщиками земельного налога, как правило, после приобретения в собственность земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ). Сведения о том, что компания купила землю, попадут в инспекцию по месту нахождения участка от органа Росреестра (п. 4 ст. 85 НК РФ). Так что самой организации уведомлять об этом налоговиков не придется.

Льготы по налогу для юридических лиц

По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

  • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
  • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Власти муниципальных образований и городов федерального значения увеличить «федеральную» ставку не вправе, однако могут уменьшить ее по своему усмотрению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *