Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.
Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
- Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
- Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
- На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
- Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.
Исковое заявление о приватизации земельного участка
Случаи обращение в суд для приватизации земельного участка довольно нередки.
Как правило, они связаны с незаконным отказом властей в приватизации участка или с другими неоднозначными ситуациями.
Результат решения суда по таким спорам напрямую зависит от выбора способа защиты права, оформления исковых требований и их обоснования. Судом в таких спорах оцениваются не только законность оснований отказа властного органа в приватизации, но и право гражданина на приватизацию указанного участка земли.
Обращение за помощью к адвокату в данном случае бывает необходимой мерой, т. к. вынесенное решение суда по спору о приватизации не позволит обратиться в суд еще раз, не позволит предъявить иные исковые требования и иначе обосновать их.
Основания отказа в приватизации земельных участков: в каких случаях отказ правомерен?
Нужно понимать, что не всегда решение отказать в приватизации земли – это нарушение ваших прав. Вполне вероятно, вы нарушили какую-либо процедуру или не соблюли необходимые условия. Вот список наиболее распространенных причин для отказа, которые являются правомерными и не могут быть успешно обжалованы:
- участок является собственностью другого лица – процедура приватизации не может быть выполнена в отношении земель, которые ранее уже были приватизированы и переданы в собственность другому владельцу. Потому если вы подаете на приватизацию участка, находящегося во владении другого собственника, вы получите закономерный отказ;
- земля зарезервирована под нужды государства или местных властей – если участок входит в природоохранную зону, на нем планируется возводить дорогу, важный инфраструктурный объект (аэропорт и т.д.), сооружение, имеющее отношение к оборонным функциям, прокладывать коммуникации и т.д., он не может быть передан в собственность физическому лицу. Потому, если есть документальное подтверждение (Генплан, распоряжение Минобороны, постановление местных или федеральных властей и т. д.), в приватизации будет отказано;
- на территории надела есть постройки, и они не принадлежат заявителю – если на участке уже возведен дом или другие объекты, и они оформлены не на того, кто хочет приватизировать землю, передать в собственность землю не выйдет. Обращаться к властям с просьбой о приватизации может только собственник построек (если таковые уже возведены);
- сведения в документах не отвечают действительности – чаще всего это касается границ участка и его площади: в поданных на приватизацию документах значатся одни данные, а в Государственном земельном кадастре или других документах – другие. Естественно, в подобной ситуации невозможно приватизировать участок, пока не будут устранены все расхождения. Обычно в таких случаях отказ сопровождается рекомендацией провести повторное межевание;
- земля изъята из оборота – некоторые территории могут изыматься из оборота местными или федеральными властями для определенных целей (строительство, охрана окружающей среды, оборона и т. д.). При изъятии земли дальнейшие операции с ней, в том числе и приватизация, становятся невозможны, потому заявителя ждет отказ;
- лицо, подающее заявление, имеет ограничения на проведение приватизации – возможность приватизировать землю сельскохозяйственного назначения есть у каждого гражданина только один раз. Если ранее заявитель уже участвовал в приватизации, ему будет отказано. Есть также и другие причины, которые ограничивают данное право;
- площадь участка больше или меньше разрешенных размеров – в каждом регионе устанавливаются нормы земли, которые могут быть переданы в частную собственность в порядке приватизации. Меньшая граница определяется минимальным размером участка согласно Госкадастра (обычно это 5-6 соток), а максимальная – согласно постановлениям местных властей.
Если вам отказали по одной из причины, описанных выше, такое решение является вполне обоснованным. В некоторых случаях можно попытаться исправить ошибки и подать заявление снова (например, при неточностях в характеристиках участка). Если же причина отказа не входит в данный перечень, или конкретные основания для отказа не указаны, такое решение можно обжаловать как неправомерное.
Кроме гаражных кооперативов существуют индивидуальные, на строительство которых граждане получали разрешение в разные времена. Землю под такими гаражами приватизировать легче всего – на них распространяются все положения «Дачной амнистии». Отдельно стоящее здание гаража (точнее, земля под ним) оформляется лично, напрямую в Росреестре или МФЦ «Мои документы».
А вот земля гаражного кооператива приватизируется только по коллективной заявке. Земля переводится в собственность только после полной выплаты паевого взноса. Оформлением занимается выборное лицо, представляющее всех членов кооператива. Обычно в этой роли выступает председатель.
Основные расходы на приватизацию земли под гаражом – это оформление кадастровой документации.
Огромное количество частной недвижимости в России расположено на земле, принадлежащей государству. С многоквартирными домами все понятно, в этом случае выбора нет. А вот землю под частным домом можно и нужно приватизировать. Пока владелец дома этого не сделает, земля останется на балансе государства. Следовательно, распоряжаться ею домовладелец не может. И в случае отчуждения (например, для строительства государственного объекта) получит компенсацию лишь за жилое строение.
Так что приватизировать землю, на которой стоит частный дом, все-таки стоит. Вам предстоят затраты, но, по крайней мере, выкупать участок по рыночной стоимости не придется.
Итак, какие расходы потребуются для приватизации земли под ИЖС
Наименование |
Стоимость |
Техпаспорт на строение |
1500 рублей |
Выписка из ЕГРН |
300 рублей |
Проведение процедуры межевания |
От 7000 рублей |
Госпошлина |
350 рублей за землю под домом и 2000, если приватизируются и другие участки |
Услуги нотариуса |
От 1000 рублей |
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
- Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
- Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
- На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
- Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.
Как зарегистрировать на себя недвижимое имущество
Процедура регистрации на себя приобретательного права на имущество выглядит следующим образом:
- подготовить заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом;
- подготовить пакет документов, которые будут приложены к заявлению, а также оплатить государственную пошлину — от 300 до 2 тыс. руб.;
- подать заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, на которое оформляется право;
- после получения судебного решения обратиться в Росреестр для регистрации права собственности;
- получить выписку из ЕГРН, которой удостоверяется проведенная регистрация.
Кто вправе выполнять земельную приватизацию
Все граждане РФ, но есть категории лиц, которые могут сделать это бесплатно.
- Оформившие договор о безвозмездном пользовании на срок свыше шести лет – по истечении пятого года эти люди (на основании ЗК РФ, статья 39.10) получают право на приобретение объекта в постоянное владение. Такие же условия распространяются и на лиц, получивших недвижимость под возведение дома или обустройство подсобного хозяйства.
- Многодетные семьи (в соответствии с положениями 39.5 и 39.19 ст ЗК РФ).
- Арендаторы, заключившие контракт ранее 25 октября 2011.
- Люди, зарегистрировавшие пожизненное право распоряжения полезной площадью с опцией передачи по наследству. А также те, кому ее выдали бессрочно, и на территории уже построено жилье.
- Обладатели возведенных на объекте зданий, перешедших в пользование результате дарения, покупки или иной сделки, состоявшейся до 25 октября 2011.
Когда объект в долевой собственности
Если на каком-то участке расположен жилой дом, у которого сразу несколько владельцев, и один из них желает получить свою часть здания в персональное владение, ему необходимо заручиться согласием остальных хозяев, после чего пройти стандартную процедуру.
Если кто-то из этих лиц не хочет защитить свои интересы, можно провести выдел доли в натуре, и затем собирать и подавать документы, становиться на кадастровый учет, обращаться в муниципалитет. Если же и в этом вопросе не удается достичь компромисса, следует направить иск в суд, который практически наверняка примет решение в пользу заявителя и предоставит ему возможность свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Есть еще один вариант того, как приватизировать участок земли в собственность: можно взять его в бессрочную аренду, заключив соответствующий договор. Нюанс в том, что вы должны предоставить соседу контракт на пользование, а он обязан его подписать (поступить по-другому он просто не вправе). Ну а впоследствии вы без проблем подтвердите законность своего владения, по сути, без согласия кого-либо еще – изящно и удобно.
В процессе оформления возникают самые разные нюансы, в зависимости от ситуации, поэтому помощь грамотного юриста точно не будет лишней, хотя бы в рамках консультации, и обернется уверенностью в отсутствии ошибок и экономией времени. Хотя в стандартных случаях даже бесплатная приватизация земельного участка в собственность не вызывает особых сложностей.
При исследовании существенных оснований для отказа местных властей в приватизации земельного участка можно выявить следующие объективные причины:
- администрация изымает участок для своих нужд – под строительство общественной дороги, социальных объектов либо учебных заведений;
- на участок законодательно установлено ограничение на частную собственность – он включен в сервитут по другому договору, устанавливающий запрет использования под личные нужды;
- общий запрет на передачу земли по праву частной собственности;
- земельный объект зарезервирован для государственных нужд (нахождение военизированных или охранных предприятий).
В основном отказ можно получить в следующих случаях:
- держатель имущества не обладает полномочиями передавать землю по праву приватизации;
- заявленный объект пересекается с другими земельными наделами, то есть нет межевания конкретных границ участка;
- в результате проверки выявлены подложные правоустанавливающие документы или удостоверения личности;
- заявитель не оплатил стоимость услуги по оформлению перехода права собственности;
- ранее право приватизации было использовано.
Сроки и стоимость приватизации
При наличии веских оснований, процесс производится бесплатно. Если человек начал арендовать землю после 2001 года, то с большой вероятностью он будет выполнен на платной основе. Стоит отметить, что при бесплатном оформлении права собственности на землю государственную пошлину все равно потребуется оплачивать. Она взимается при регистрации права собственности. Ее размер для физлиц составляет 350 рублей, при условии, что землю будет использована для садоводства, огородничества, жилищного строительства, подсобного хозяйства. Если цели иные размер госпошлины увеличивается до 2000 рублей.
Сроки приватизации сильно варьируются зависимо от наличия стартового набора бумаг. Обычно подготовка отдельных документов занимает около 2 недель. Кадастровый паспорт может оформляться 1-1,5 месяца. Рассмотрение заявления занимает от 2 недель до 2 месяцев. В итоге на сбор документов, подачу заявления и ожидание результата уходит 4-6 месяцев.