Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно использовать запасные земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно нормативно-правовому акту действующего Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся участки, которые значатся в собственности государства или муниципальных органов. Они находятся в резерве и не принадлежат юридическим или физическим лицам.
Изменение категории земель
Если земли запаса находятся в собственности государства либо муниципалитета в течение длительного времени, это значит, что не получается найти им максимально эффективное применение. Тем не менее, такие территории рано или поздно могут стать востребованными.
К примеру, в крупных населенных пунктах нередко не хватает места для возведения жилых домов, и из-за этого приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить объекты инфраструктуры и новых жильцов.
Процесс изменения категории занимает немало времени. Потребуются исследования, экспертизы и согласования для того, чтобы власти смогли принять решение о необходимости определения целевого назначения ЗУ.
В это процедуре очень важен такой документ, как заключение государственной экологической инспекции РФ, которое, собственно, и позволяет произвести смену категории и гарантирует отсутствие негативных последствий таких действий.
Окончательное решение принимается муниципалитетом или органом федеральной власти, в ведении которого и находится ЗУ.
Перевод в другую категорию
Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.
Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.
В каких случаях возможна смена категории землям запаса:
- принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
- требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
- необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
- за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
- планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.
Понятие земель запаса и их особенности
По сути, к землям запаса относят земельные наделы, которое вовсе никем не используются. Они не могут являться собственностью организаций и физических лиц, а принадлежат государству или муниципалитету.
К отличительным особенностям таких наделов относят то, что:
- они никем не используются;
- наделы фактически зарегистрированы должным образом, имеют необходимые реквизиты;
- границы участков не обязательно должны быть согласованы с соседями;
- на их последующее использование не распространяются нормы градостроительства, так как неизвестно, как в дальнейшем наделы будут применяться;
- впоследствии надел может быть переведён в любую категорию, в соответствии с действующим законодательством.
На практике чаще всего территории, относящиеся к «запасным» находятся за пределами населённых пунктов, например, заброшенные сельскохозяйственные земли, которые не используются по причинам снижения плодородности. Также есть отдельная подкатегория – земли, которые ранее никогда никем не использовались.
Если говорить простым языком, к землям запаса относят те, что фактически не используются. На территории городов такие наделы практически не встречаются, так как свободные территории отсутствуют вовсе.
Справка! Земля запаса не является бесхозной. Она состоит в собственности государства и, соответственно, она находится в ведении районных центров исполнительных и распорядительных органов власти.
Учет списка участков, относящихся к этой категории, осуществляется государственным земельным кадастром. При этом законодательством не закрепляются какие-либо ограничения по количеству и размерам предоставляемых участков из категории земель запаса. Земли запаса предоставляются региональными субъектами для любых из указанных в заявлении целей на определенных правах под постоянное использование или в аренду для крупных предприятий.
В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:
- передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
- использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
- предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.
Законодательство разрешает:
- использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
- на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
- через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
- сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.
Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:
- проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
- исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
- проводить обучение и научно-исследовательские работы.
В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):
- гражданин не является членом колхоза;
- он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
- он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.
Как получить разрешенное использование земельного участка
Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:
- Определение органа, решающего вопрос о целевом изменении использования участка.
- Подготовка ходатайства и сбор документов.
- Оформление права собственности, учитывающее основное целевое назначение территории.
Законодательство часто изменялось, из-за чего возникает путаница и недостаток данных. При нехватке кадастровых данных их берут из документов, удостоверяющих право собственности. Вопрос о категории участка инициируется владельцами, а решение о присвоении категории принимают органы власти.
Если необходимых сведений не дает акт на землю, свидетельство и кадастр, то цели использования земель определяет местный совет.
Полномочия в присвоении и изменении категории государственным землям Москвы и Петербурга, изменение границ участков принадлежат Федеральному Правительству.
В иных случаях использование земель запаса, их перевод в другую категорию регламентируется муниципальными или региональными властями. Региональные власти могут передать права на муниципальный уровень.
Следует отметить, что изменения относительно поселковых, внутригородских участков проводится решением местных органов власти. Землями распоряжается муниципалитет. Владельцы и собственники участков не участвуют в решении вопроса.
Правила относятся к регионам, где земли не разделены между федеральными и региональными властями. Если разделение существует, то неиспользуемые земли находятся в распоряжении соответственного органа власти.
Предлагаем ознакомиться: Какой ущерб считается значительным для физических лиц
При получении права использования такого имущества необходимо соблюдать все установленные правила. Таким образом, существует три условия, позволяющих использовать землю без перевода в другую категорию собственности. Такое возможно, если:
- Территория не расположена в диапазоне закрытых образований. Объекты, расположенные на ней, можно использовать в своих интересах.
- Участок используется для охоты и прогона скота к пастбищу.
- Если на участке организован сбор сухостоя, то можно не переводить его в другую категорию. Однако запрещено использовать сухостой с целью извлечения денежной прибыли.
В любом другом случае необходимо переводить участок из одной категории собственности в другую.
Перевод земельного участка из запаса в другую категорию допускается в исключительных случаях при возникновении острой необходимости. К таким случаям относятся:
- Необходимо реализовать территорию с особой защитой, после будет создан природный парк или заповедник.
- Нужно изменить существующую территорию границ субъектов страны.
- Требуется консервация земельного участка в связи с его износом.
- Планируется строительство элементов инфраструктуры или другого полезного назначения для общества.
- Поднятие уровня безопасности государства засчет строительства новых военных баз.
- Открытие нового месторождения полезного ископаемого.
В Земельном Кодексе прописано наиболее точное определение, которое позволяет охарактеризовать значение земель запаса. Эта привычная для каждого специалиста процедура формирования земель запаса была рассмотрена с нескольких точек зрения.
Сюда включают земельные участки, которые были выведены из категории общего пользования совсем недавно:
- земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
- следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
- ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
- земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.
Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.
Что представляют собой такие земли и какие их виды есть
Земля запаса – это отдельная земельная зона, распоряжаться которой имеет право либо само государство, либо же муниципальный властный орган, кроме тех случаев, когда площадь территории является собственностью фонда перераспределения для нужд сельскохозяйственных.
Как гласит Земельный Кодекс России, а именно его 96 статья, земли для запаса запрещено передавать собственникам либо же нанимателям, так как они не имеют предназначений. Передача допускается после перевода их в другую категорию земельных групп.
В 45 статье ЗК России указано, что на землях запаса разрешено проводить работы, относящиеся к кадастровым либо землеустроительным, а также осуществлять геодезические изыскания и другие работы, направленные на детальное изучение местности.
Земли запаса образуются их тех территорий, которые ранее были исключены из оборота.
Как неиспользуемые земли запаса перевести в другую категорию
Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.
Благодаря такому трансферту можно:
- создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
- пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
- приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
- прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
- постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
- вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.
Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.
Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.
Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.
О резервном земельном фонде перераспределения
О резервном земельном фонде перераспределения
В целях создания резервного земельного фонда для крестьянских (фермерских) хозяйств переселенцев, а также жителей городов, рабочих поселков, других населенных пунктов, предоставления земель под коллективное садоводство и огородничество:
1. Главам администраций районов и городов, в административном подчинении которых находятся сельские территории, изъять и зачислить в резервный фонд перераспределения 168 тыс. гектаров неэффективно используемой пашни колхозов и совхозов, 6,7 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий в лесах Смоленского лесохозяйственного территориального производственного объединения и 3,2 тыс. гектаров угодий в госземзапасе по районам согласно приложению.
2. Главам администраций районов и городов, комитетам по земельной реформе до 15 февраля 1992 года определить местоположение фонда, довести до сведения граждан, проживающих на территории района.
3. Установить, что резервный земельный фонд:
3.1. Не учитывается при исчислении среднерайонной бесплатной нормы передачи земли в собственность и при определении земельного пая в колхозах и совхозах.
3.2. Предоставляется за плату по конкурсу, передается в аренду с правом последующего выкупа преимущественно для граждан, ранее использовавших земли в порядке аренды, а также членам трудовых коллективов, выходящим из колхозов или совхозов с целью создания (фермерских) хозяйств и другим работникам реорганизуемых хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов — на аукционах гражданам и юридическим лицам.
При перераспределении резервного фонда сельскохозяйственных угодий в лесах гослесфонда учитывается право работников лесохозяйственных предприятий, имеющих в личной собственности скот, на служебный сенокосный надел.
Б.М.Рева
Как поменять категорию земель запаса?
Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.
Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:
- найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
- подготовить ходатайство, собрать бумаги;
- оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.
Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться с путаницей, отсутствием данных.
Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.
Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после .
Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.
Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения государственных земель:
- изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
- перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;
В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.
Признание земель запаса неиспользуемыми
По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.
С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.
Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.
В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.
Перевод земель запаса в земли лесного фонда
Перевод земель запаса в земли лесного фонда должен осуществляться строго с соблюдением действующих законодательных стандартов (подробнее порядок перевода земель лесного фонда в другие категории по ссылке). Действующие законы РФ предусматривают действенные механизмы борьбы с неправильным переводом территорий из одной категории в другую. При этом на практике данные механизмы действительно срабатывали редко.
Но в последние годы случаи привлечения к ответственности участились, что не может не беспокоить недобросовестных собственников, которых у нас в стране, согласно разным подсчетам, не менее 60% (речь идет об участках, документы на которые оформлялись с нарушениями). Если будет выявлен факт нарушения закона, составляются соответствующие административные акты и принимаются реальные меры – вплоть до сноса зданий на участке.
ВНИМАНИЕ: как выиграть судебные споры по земельным участкам между соседями и иными лицами – смотрите видео. Подпишитесь на YouTube канал и бесплатная консультация по земельным вопросам в комментариях ролика пройдет профессионально и в срок.
Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса
Согласно нормам российских правовых актов, перевод земель, находящихся в запасе, может осуществляться в категорию, относящуюся к следующим видам:
- сельскохозяйственные участки. В их качестве выступают такие земли, которые отведены под ведение различных сельхозработ. Помимо сказанного, в пределах таких объектов могут располагаться дороги, разнообразная коммуникация, лесные и водные территории, недвижимость, построенная в целях обработки и сохранения продуктов сельского хозяйства;
- земли населенных пунктов. Такие участки предполагают возведение строений жилого типа;
- промышленные земли. Они располагаются за чертой поселений и применяются определенными хозяйствующими субъектами в промышленности (включая постройку объектов производственного назначения);
- особо охраняемые земли. Такие наделы обладают исключительной важность, так как представляют собой природную ценность (к примеру, на их территории находятся памятники культуры);
- территории, относимые к лесному и водному фонду.
Что означает неиспользуемые земли запаса
- создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
- пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
- приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
- прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
- постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
- вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.
По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента. С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса. К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.