Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за безбилетный проезд в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.
Льготы на проезд в общественном транспорте
Категория людей |
Льгота |
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы |
Бесплатный проезд |
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы |
Бесплатный проезд |
Ветераны труда, труженики тыла |
Бесплатный проезд |
Реабилитированные лица |
Проездной талон |
Инвалиды |
Проездной талон |
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей |
Проездной талон |
Оштрафовать нельзя высадить: какие полномочия есть у контролеров общественного транспорта?
Имели ли право контролеры высаживать детей и какую ответственность понесут виновные?
По словам юриста Артема Баранова, контролеры не имели право высаживать детей. Такое правило следует из Федерального закона от 20 апреля 2022 г. № 98-ФЗ.
«Согласно этому закону, ответственность за принудительную высадку несет водитель. Его могут привлечь к ответственности в виде штрафа в 5 000 рублей. Также могут быть привлечены должностные лица, например, перевозчик, тогда он будет привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 25 000 до 30 000 рублей», – говорит Эксперт.
Контролеры также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству, им грозит замечание, выговор или увольнение.
Интересно, что высаживать за безбилетный проезд нельзя детей и подростков до 16 лет, которые едут в общественном транспорте без сопровождения взрослых. Однако несовершеннолетний ребенок, находящийся в транспорте, не обязан носить с собой документы, подтверждающие его возраст.
Могут ли контролеры штрафовать и высаживать безбилетников?
Проезд без билета это административное Правонарушение. Такое правило устанавливается в кодексах об административных правонарушениях каждого субъекта Российской Федерации.
Так, контролеры «Мосгортранса» в Москве и кондукторы «Мострансавто» в Подмосковье выписывать штраф не имеют права.
Они могут предложить безбилетнику оплатить проезд согласно тарифу или покинуть транспорт на ближайшей остановке.
А вот контролеры ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» выписать штраф могут, однако требовать оплатить его сразу они не имеют права – необходимо составить акт об административном правонарушении и оплатить его в течение 60 дней.
Правила проезда ЦППК, то есть в электричках, жестче – безбилетник обязан оплатить на месте проезд кассиру-контролеру, причем помимо стоимости проезда с него взимается сбор за оформление билета в поезде.
Если «заяц» платить отказывается, он обязан покинуть электричку на ближайшей остановке. Интересно, что и в таком случае он обязан оплатить стоимость проезда до этой станции.
В противном случае на безбилетника составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов.
«В Санкт-Петербурге контролер может только предложить оплатить билет или зафиксировать факт безбилетного проезда. Согласно ст.
2 Закона Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном» безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере от 100 рублей. Данный закон устанавливает, что контролер не может оштрафовать пассажира, такие полномочия представлены правоохранительным органам», – заключает Артем Баранов.
Комментарий к Статье 11.18 КоАП РФ
1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: безбилетный проезд в пригородном поезде, в поезде местного и дальнего сообщения, на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения, на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий (ч. 1 комментируемой статьи); на судне воздушного транспорта (ч. 2 комментируемой статьи); в автобусе междугородного сообщения (ч. 3 комментируемой статьи); провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате (ч. 4 комментируемой статьи).
Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд по единому билету, срок действия которого истек).
Контроль за наличием и действительностью у пассажиров проездных документов (билетов) необходим для обеспечения правильного использования средств транспорта и соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы перевозок.
Производя проверку, контролирующие лица, выявившие недостатки, принимают меры к их устранению.
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30 (см. также Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 декабря 2005 г. N 614-т/2 «Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа») проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах.
Контроль осуществляется контролирующими лицами (контролерами-ревизорами поездов, ревизорами-инструкторами по контролю пассажирских поездов и вокзалов, работниками групп технологического контроля и технологическими ревизорами, начальниками (механиками-бригадирами) пассажирских поездов и другими контролирующими лицами, на которых нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль).
Пассажир, обнаруженный при проверке в поезде без проездного документа (билета) или предъявивший проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указана фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность пассажира, или предъявивший бесплатный или льготный проездной документ (билет) без соответствующих документов, подтверждающих право на пользование таким проездным документом (билетом), а также пассажир, обнаруженный в поезде дальнего и местного следования с билетом на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев, установленных железной дорогой), считается безбилетным и должен уплатить штраф в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
Одновременно с уплатой штрафа с безбилетного пассажира, проезжающего в поездах дальнего и местного следования и пригородных поездах, контролирующими лицами взимается стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда.
При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему «Экспресс» также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).
Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.
При проезде без детских проездных документов (билетов) в поездах дальнего или местного следования детей в возрасте от 5 до 10 лет или двух и более детей в возрасте до 5 лет при одном взрослом пассажире с такого пассажира контролирующими лицами взыскивается штраф за безбилетный проезд в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
На дальнейший путь пассажир приобретает детские проездные документы (билеты) в порядке, предусмотренном Правилами.
При возникновении сомнения относительно возраста детей, провозимых бесплатно или по детским проездным документам (билетам), контролирующие лица вправе потребовать предъявления соответствующих документов, подтверждающих возраст ребенка (например, свидетельство о рождении, запись в паспорте родителей и т.д.), а при наличии льготного проездного документа (билета), оформленного школьнику старше 14 лет, — справки из общеобразовательного учебного заведения.
Если во время первой проверки проездных документов (билетов) у контролирующих лиц не возникло такого сомнения, то при последующих проверках контролирующие лица не вправе поднимать указанный вопрос.
3. Субъекты данного правонарушения — граждане, пользующиеся услугами транспортного средства.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.
Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:
- полное наименование суда, в который подается жалоба;
- данные о заявителе;
- информация о должностном лице, вынесшем постановление;
- описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
- мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
- заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
- перечень приложений.
Зачастую суд становится на сторону контролера, и чтобы доказать свою невиновность, потребуется собрать убедительную доказательную базу.
Штраф за высадку пассажира младше 16 лет
Новые штрафы вводятся частью 21 статьи 11.33 КоАП:
Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса
21. Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Итак, размер штрафа за принудительную высадку безбилетного ребенка:
- 5 000 рублей — для водителя;
- 20 000 — 30 000 рублей — для должностного лица.
При этом высаживать запрещается ребенка только при одновременном выполнении следующих условий:
- ребенок не достиг возраста 16 лет;
- ребенок едет без сопровождения взрослого.
При покупке билета пассажиру обязательно предложат оформить страховой полис от несчастных случаев. Конечно, это стоит дополнительных денег, но при наступлении страхового случая пассажир будет иметь право на возмещение компенсации вреда.
Страхование оформляется в отношении только одной поездки и действует только на том маршруте, который будет указан в документе. Начало действия страховки – максимум за полчаса до посадки в поезд, обычно страховые компании начинают отсчет с момента посадки в поезд. Заканчивается срок действия страхового покрытия сразу же, как только пассажир покидает вокзал прибытия по маршруту.
Компенсация по страховому полису полагается, если в результате несчастного случая наступила смерть, инвалидность, или был причинен вред здоровью пассажира.
Оштрафовать за отсутствие страховки не могут, но иногда всё же стоит ее оформить, чтобы в случае несчастья получить компенсацию.
Где и как оплатить штраф?
Для того, чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте, необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Ввести установленный идентификатор начисления, указанный на бланке выданного постановления (отмечен в графе УИН). Он же может проставляться и в соответствующей квитанции об оплате.
- Любой из способов оплаты должен предусматривать ввод единого уникального идентификатора начисления. Уточнить способы и возможности тех или иных платежных инструментов можно запросто на ресурсе услуг города Москвы. После того, как в соответствующие графы будут введены серия и номер выданного на руки Постановления, для правонарушителя откроется раздел «Детально», с указанием реквизитов «Идентификатора».
- Важно отметить, что ввод как серии, так и номера Постановления осуществляется без дополнительной простановки пробелов в форму. Ввод серии предусмотрен исключительно кириллицей.
- Среди многочисленных способов оплаты штрафных Постановлений стоит отметить использование сервиса портала государственных услуг Москвы. Для этого необходимо лишь проследовать инструкции, указанной на сайте.
- Стандартным вариантом является оплата штрафа посредством использования банковских сервисов, что отличается выгодностью и удобством в первую очередь для жителей различных других регионов, имеющих непосредственный доступ к сети Интернет и располагающих счетом в банке. Важно отметить, оплата наложенного штрафа за безбилетный проезд предусматривается определенным банком в зависимости от регламента оказанных услуг. Стоит предварительно уточнить возможность проведения подобного платежа, обратившись за помощью к банковскому служащему.
Льготы на проезд в общественном транспорте
Некоторые категории людей могут не платить за проезд в общественном транспорте в соответствии с федеральными или региональными льготами
Категория людей | Льгота |
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы | Бесплатный проезд |
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы | Бесплатный проезд |
Ветераны труда, труженики тыла | Бесплатный проезд |
Реабилитированные лица | Проездной талон |
Инвалиды | Проездной талон |
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей | Проездной талон |
На данный момент не во всех районах России приходится платить штрафы. В 22 субъектах не штрафуют (Липецкая, Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская, Хабаровский край, Воронежская, Сахалинская).
Можно ли не платить штраф за безбилетный проезд или избежать факта наложения штрафа
Рассмотрим несколько вариантов развития событий, когда штраф можно будет не оплачивать:
- В случае, когда постановление об административном нарушении было выписано и оформлено, оплаты штрафа можно избежать. Для этого придется подать иск в судебные органы и доказать свою невиновность. Наши юристы в этом вам помогут.
- Если же постановление не было оформлено, но при этом комиссия, в составе которой должен быть представитель органов власти или сотрудник Полиции, хотят оформить документ о совершившем правонарушении, то вопрос можно попытаться решить на месте. Гражданин может приобрести билет и продолжить двигаться дальше на общественном транспорте.
- Если же к пассажиру обратился контролер, то гражданин может покинуть транспорт, не приобретая билет.
А в том случае, когда срок обжалования постановления прошел, избежать уплаты штрафа не получится.
Порядок обжалования штрафа
Если факт безбилетного проезда является действительным, то доказать обратное практически невозможно. Однако при определенном стечении обстоятельств можно добиться отмены штрафа. Обжаловать можно в мировом или районном суде по месту жительства или местонахождения предприятия-перевозчика.
Для инициации процесса необходимо подать исковое заявление, опираясь в тексте на факты и конкретные статьи законодательства, доказывающие правоту истца. Чтобы жалоба была принята на рассмотрение, нужно приложить к ней квитанцию об оплате государственной пошлины. Но есть несколько особенностей.
Перед тем как нести жалобу в суд, необходимо пройти процедуру досудебного урегулирования. Для этого пишется претензия в адрес руководителя транспортной компании, выписавшей штраф. Ответить на нее должны в течение 1–2 дней. Если этого не произошло, можно обращаться в суд. Для этого Гражданский кодекс России дает 10 дней от даты, когда был выписан штраф.
Протокол или постановление: что эффективней для защиты прав?
В случае, если по каким-либо причинам не оплатили проезд и увидели, что в транспорт заходят контролеры «Организатора перевозок», то лучшее решение в данной ситуации – сразу же покинуть транспорт. Попытаться откупиться наличными при выписанном контролерами постановлении не получится. Не удалось убежать – требуйте составления протокола, а не постановления.
И контролеры, и сотрудники полиции, когда выписывают штрафы, зачастую грешат стремлением к составлению сразу постановления, а не протокола. Это происходит, даже если возможный нарушитель не согласен с вменяемым ему нарушением.
А между тем, пассажир имеет право требовать составления протокола, в котором у него есть возможность подробно описать все причины несогласия с предъявляемым ему фактом события правонарушения. Копию протокола желательно забрать с собой. Для этого нужно не подписывать документ, пока его копия не окажется у вас в руках.
Сам по себе протокол не является предметом обжалования – это основа для возбуждения административного дела. Проще говоря, это доказательство со стороны контролера, что пассажир не оплатил проезд, т.е. нарушил закон. Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, где выносится постановление по делу, которое и является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Оштрафованным пассажиром может стать каждый
В большинстве случаев неоплаченный проезд – это отчасти вина самого пассажира. За валидатором, т.е. за устройством, которое списывает с транспортной или социальной карточки поездки, нужно следить очень бдительно. Это техническое приспособление довольно капризное и не всегда сразу входит в контакт с электронным билетом.
Поэтому иногда между действиями «приложил билет» и «оплатил проезд» лежит пропасть в виде штрафа за безбилетный проезд.
В соответствии с п. 7.2 Правил пользования наземным городским транспортом, безбилетным считается пассажир, у которого в билете или на транспортной карте отсутствует отметка о погашении (оплате проезда), или нет с собой документа, подтверждающего право на льготный проезд. О тех людях, которые пользуются поддельными проездными документами, либо картами с истекшим сроком годности, мы даже говорить не будем.
Кстати, пассажир, который отказался предъявить билет контролеру, также считается «зайцем».
Законодательство не определяет точного времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд после входа в автобус или троллейбус. Однако повернуть в суде этот пробел в законодательстве в свою пользу будет трудновато.
На данный момент получается, что если пассажир, войдя в транспорт, немного замешкался, например, отвечая на телефонный звонок или в поиске валидатора для оплаты, а в это время двери закрылись и транспорт тронулся, то с него сразу же требуют штраф за безбилетный проезд. Поэтому излюбленный вариант пассажиров – сначала занять свободное место, а потом оплатить проезд, – может вылиться в затраченное время и нервы на конфликт с контролером.
Проблему урегулирования количества времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд, в ряде российских регионов и городов решают непосредственно перевозчики, определив временную норму для оплаты в одну остановку.
Такие нормы существуют, например, в Московской области (Подольск, Видное и т.д.), Смоленской и Тюменской областях. Перевозчики прямо об этом сообщают на своих сайтах в разделе Правилах пользования наземным транспортом. Московские транспортники не столько заботливы о пассажирах и требуют незамедлительной оплаты проезда.
Определение размера штрафа за проезд без билета в России устанавливается на основании региональных кодексов об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 10.1 КоАП г. Москвы, неоплаченная поездка в трамвае, автобусе и троллейбусе обойдется в 1000 рублей штрафа. А неправомерное использование льготной персонифицированной карты – в 2500 рублей.
Аналогичную сумму штрафа придется заплатить и честным пассажирам, которые оплатили проезд, но водитель не выдал им билет. Что делать в такой ситуации? Конечно, требовать билет с водителя. Или впоследствии после прихода контролеров получать моральное удовлетворение, что штраф придется платить еще и водителю. Так, в ст. 10.2 КоАП г. Москвы предусмотрен штраф за невыдачу билета в размере от 300 до 1000 рублей. В Московской области сумма санкций выше: по ст. 8.1 КоАП МО предусматривается штраф в размере 2000 рублей.
В чем же отличие представителей контроля проезда этих организаций?
Все эти контролеры имеют право проверять у пассажира проездные документы, а вот применять всю полноту санкций к «зайцу» могут только сотрудники «Организатора перевозок». Все эти полномочия описаны в «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», с ней можно ознакомиться на сайтах этих организаций.
Итак, рассмотрим, что входит в состав полномочий контролеров «Мосгортранса». Они могут следить за оплатой проезда и проверять билеты и льготные удостоверения. В идеале, когда они встречают безбилетника, то должны обязать его купить билет или попросить выйти из транспорта. Но в реальности они стараются либо вызвать наряд полиции для составления постановления об административном правонарушении, либо сопроводить «зайца» в отделение полиции. Как вы уже поняли, самостоятельными функциями по выписыванию ни протокола, ни постановления об административном нарушении они не обладают.
Кроме того, в случае, если контролер «Мосгортранса» обнаружил поддельный билет или чужую социальную карту, то он вправе это забрать только после выписки акта, один экземпляр которого должен быть передан на руки нарушителю.
Более широкие полномочия предоставлены контролерам «Организатора перевозок». Они могут на месте составлять протоколы и постановления по взысканию штрафов за безбилетный проезд.
И более того, в их инструкциях не прописано, что они обязаны составлять акт при изъятии социальных карт, не принадлежащих пассажирам, которые их предъявили, и транспортных карт с недостаточным балансом для оплаты проезда.
Нарушение и наказание
Скажем сразу, что безбилетный проезд в Германии входит в категорию административных нарушений, которые наказываются немалым штрафом. При этом повторное нарушение предполагает более жесткое наказание.
Ассоциация немецких адвокатов определяет безбилетный проезд как мошенничество, связанное с получением услуг обманным путём.
При разоблачении контролёром «зайцу» придётся раскошелиться на 60 евро — именно таким является размер штрафа.
Если нарушение повторится, то здесь одним штрафом обойтись не удастся, и оно будет квалифицироваться как уголовная ответственность. Правда, безбилетника в тюрьму не посадят, но условная судимость навсегда останется в его биографии.
Если человек систематически ездит без билета, то может попасть в тюрьму на несколько месяцев.
Важно знать, что попытка убежать от контролёра считается уголовно наказуемым деянием!
Напомним, что в 2014 году штраф за безбилетный проезд в Германии составлял 40 евро, но с 1 апреля 2015 года сумма увеличилась до 60 евро.
В некоторых городах проводились эксперименты с пассажирами.
Например, в Бохуме «зайцам» предлагали вместо оплаты штрафа приобрести проездной билет на проезд в общественном транспорте на месяц или на год. Эксперимент прижился не везде, между тем в Эссене эта модель успешно действует уже более 15 лет.
Никто не застрахован от случайностей, но всегда надо помнить, что нарушение правил влечёт за собой наказание, и надеяться на благополучный исход дела при постоянной езде без билета в общественном транспорте Германии уж точно не стоит.
Для безбилетников на железнодорожном транспорте наступают тяжелые времена
Изменениями, внесенными в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в частности, установлено следующее:
на безбилетное лицо возложена обязанность по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению билета в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
определен порядок взимания платы за проезд с безбилетного пассажира, а также наложения штрафа на безбилетных пассажиров при отказе оплачивать проезд;
предусмотрены размеры штрафов за отказ от приобретения проездного документа и от внесения платы за его оформление в поездах пригородного сообщения и дальнего следования.
Так, размеры штрафов составят:
в поезде пригородного сообщения — в 50-кратном размере тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
в поезде дальнего следования — в 5-кратном размере тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого для типа и класса вагона, места в вагоне и категории поезда, соответственно в котором и на котором обнаружено безбилетное физическое лицо.
Кроме того, признаны утратившими силу нормы КоАП РФ об административной ответственности за безбилетный проезд, в соответствии с которыми безбилетный проезд в пригородном поезде, в поезде местного и дальнего следования влечет наложение штрафа в размере 100 и 200 рублей соответственно.
Штраф за проезд электричке
В Москве эта проблема зачастую решается обращением к сотрудникам полиции, так как безбилетники утверждают, что паспорт они с собой не носят, а значит, квитанцию выписать нельзя. Поэтому контролер вправе передать нарушителя в руки сотрудников правоохранительных органов.
Также меняется размер штрафов за безбилетный проезд в городском транспорте, поездах городских линий и метро. Раньше штраф составлял 0,5 базовой величины, с 31 января – от 0,5 до 1 базовой величины.
Этот механизм уже отработан в Финляндии, Польше и некоторых других странах Европы, где железные дороги прошли через приватизацию, объяснил г-н Аристов. Между тем в тексте законопроекта прописано, что если речь идет об электричке или пригородном поезде, то с зайца перевозчик сможет требовать через суд сумму, равную тарифу на перевозку взрослого пассажира на расстояние 10 км, умноженному на 50.