Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства.
Прямые договора с РСО при управляющей компании (УК) в 2021 году: Плюсы и минусы заключения соглашений с Ресурсоснабжающими организациями
В соответствии с принятым законом, Потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании.
Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.
Переход на заключение договоров напрямую с РСО минуя УК
Правила обмена информацией при прямых договорах
Совокупный долг управляющих организаций перед ресурсоснабжающими огромен. Ресурсоснабжающие организации в свою очередь не могут обеспечить качественные коммунальные услуги из-за накопленной управляющими организациями задолженности. Единственным решением этой проблемы законодатель считает переход на прямые договоры. Но при переходе РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг у организаций возникает много вопросов.
Один из главных – где РСО взять информацию для начислений. Ответ на этот вопрос содержится в постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 № 897. Документ регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры. Однако с его выходом новые трудности появились и у управляющих, и у ресурсоснабжающих организаций.
Например, ПП РФ № 897 обязало УО при переходе собственников на прямые договоры передавать в РСО сведения о документах, удостоверяющих личность каждого собственника или нанимателя помещений в доме. Таких данных в управляющих организациях не хранится, а за их непредоставление предусмотрен штраф.
Как действовать управляющим организациям согласно принятым правилам, на онлайн-семинаре «Новые алгоритмы взаимодействия между УО, РСО и потребителями» рассказала наш постоянный эксперт Елена Шерешовец.
С выходом Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ стало ясно, что с переходом на прямые договоры ресурсоснабжающим организациям понадобятся данные для начислений собственникам помещений платы за коммунальные услуги, а управляющим МКД нужны будут показания индивидуальных приборов учёта для начисления КР на СОИ. Соответственно, между УО, РСО и собственниками помещений должен быть налажен обмен информацией.
При смене УО собственники не подтвердили сохранение прямых договоров
Собственники помещений в многоквартирных домах получили право на общем собрании принять решение о заключении прямого договора с РСО только после вступления в силу 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). До этого расчёты непосредственно с поставщиками ресурсов были законны только в тех домах, где прямые отношения жителей МКД с поставщиком ресурсов сложились «исторически».
Прямые отношения собственников и РСО, сложившиеся до 30 июня 2015 года, были признаны действующими Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ до истечения их срока или до момента отказа от них одной из сторон.
Поэтому управляющие организации, получившие в управление многоквартирные дома с такими давними прямыми договорами, не считают обязательным исполнять требования п. п. 4, 5 ПП РФ № 124 о направлении в РСО оферты на заключение договора на предоставление коммунальных услуг жителям МКД.
УО забывают о том, что, согласно п. 18 ст. 12 № 176-ФЗ, при смене способа управления домом или УО, собственники обязаны на ОСС выразить согласие на продолжение фактически сложившихся прямых договорных отношений с РСО. Если это условие не было исполнено, такой договор, признанный ранее, согласно № 176-ФЗ, действующим, считается расторгнутым при смене УО.
Разберём такую ситуации на примере судебной практики, в которой суды решали спор о необходимости УО заключить договоры с поставщиком коммунальных ресурсов не в пользу первых.
О взыскании задолженности за коммунальные ресурсы
Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.
Обратим внимание, что внесение потребителям платы напрямую РСО, а не УК на основании специального решения общего собрания (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) также не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между УК и РСО (Постановление АС ЦО от 09.07.2015 № Ф10-2191/2015). Более универсальный вывод сформулирован в Постановлении АС ЦО от 20.04.2015 № Ф10-865/2015: в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и оплаты полученного коммунального ресурса населением непосредственно ресурсоснабжающей организации, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.
Так, суд отказал РСО во взыскании задолженности за коммунальные ресурсы с собственника помещения в МКД в период, когда домом управляла УК: собственник является ненадлежащим ответчиком (постановления АС ВВО от 25.08.2015 № Ф01-2969/2015, от 20.03.2015 № Ф01-6334/2014, от 10.03.2015 № Ф01-44/2015).
Принципиальную важность исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать о договорных отношениях между УК и РСО, в споре о взыскании сумм в пользу РСО с собственника помещения в МКД подчеркнул АС СЗО в Постановлении от 28.08.2015 № Ф07-5958/2015.
Взыскивать задолженность за фактически потребленные в МКД коммунальные ресурсы нужно с УК: на это указал АС СЗО в Постановлении от 21.01.2015 № Ф07-10100/2014, установив, что договор ресурсоснабжения был подписан с протоколом разногласий, которые не были урегулированы. Когда УК принимает меры по заключению договора ресурсоснабжения и есть доказательства выставления ею платежных документов жильцам, глупо отрицать, что она не имеет отношения к предоставлению коммунальных услуг: именно УК должна оплачивать коммунальные ресурсы (Постановление АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15). В свою очередь, судьи АС ДВО взыскали с УК стоимость сверхнормативного объема электроэнергии, поставленной на ОДН, по иску РСО, при этом не выяснили, имели ли место фактические договорные отношения между УК и РСО. Арбитрам оказалось достаточно ссылки на описанное выше Определение ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 о том, что в роли исполнителя коммунальных услуг по закону выступает УК, а не РСО (Постановление от 12.08.2015 № Ф03-2688/2015).
А вот Постановлением АС УО от 24.04.2015 № Ф09-2037/15 иск РСО к собственнику нежилого помещения о взыскании стоимости тепловой энергии был удовлетворен. Доводы собственника о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд отклонил, поскольку установил, что между УК и РСО договор заключен не был, РСО самостоятельно выставляла платежные документы жильцам дома, УК счета не выставляла. Такие же выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-1160/2015 в ситуации, когда РСО в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения.
Также арбитры АС СКО посчитали, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО собственник нежилого помещения должен оплачивать РСО не только потребление ресурса в помещении (на основании заключенного между собственником помещения и РСО договора), но и стоимость ресурса, предоставленного на ОДН. Суд указал: при отсутствии договора между РСО и УК договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между РСО и собственниками помещений в МКД (Постановление от 27.03.2015 № Ф08-1047/2015).
Что такое ОДН и что в них входит
ОДН — это общедомовые нужды, то есть плата за коммунальные услуги, которые расходуются в конкретном доме и в интересах его жильцов, но за пределами их личных квартир.
По российскому Жилищному кодексу, к ОДН относится плата за обслуживание всех помещений и служб многоквартирного дома. Среди них:
- чердаки, подвалы, технические этажи, лифтовые шахты и другие служебные помещения;
- крыши, ограждения, несущие конструкции дома;
- оборудование для доступа в дом людей с инвалидностью;
- работы по благоустройству и озеленению на земле, относящейся к дому, и построек на ней;
- технологические потери, например утечки воды из общей трубы;
- иные общественные помещения дома, услугами которых пользуются жильцы.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения
В новом пп. «ж» п. 31(1) ПП РФ № 354 законодательно закреплено, что управляющая организация обязана вводить ограничение предоставления КУ или приостанавливать её в случае, если у неё с РСО заключено соглашение об этом.
Речь идёт о передаче управляющей организации части прав и обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Такое право ПП РФ № 897 напрямую закрепил, дополнив ПП РФ № 354 новыми пунктами: п. 148(23-1) в отношении регоператоров по обращению с ТКО и 32(1) – в отношении других РСО.
РСО и реогоператор могут передать управляющим организациям все свои права, указанные в п.п. 32, 148(23) ПП РФ № 354, а также следующие обязанности:
- снимать показания ИПУ, установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже 1 раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ № 354);
- проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ № 354).
Но РСО и регоператор не могут этого сделать в одностороннем порядке. Передача прав и обязанностей УО происходит по соглашению сторон на основании договора (п.п. 32(1), 148(23-1) ПП РФ № 354 в ред. ПП РФ № 897).
Если часть прав/обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой договор, была передана управляющей организации, то РСО/регоператор обязаны сообщить об этом потребителям, разместив информацию на стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в собственных офисах.
ПП РФ № 897 предъявило требования по передаче данных счётчиков не только к управляющим, но и к ресурсоснабжающим организациям. Новый НПА внёс изменения в пп. «е,ж» п. 31 ПП РФ № 354, обязав РСО при прямом договоре с собственниками:
- Принимать от УО показания ИПУ и ОДПУ до 26-го числа каждого месяца;
- Принимать показания от жителей МКД и использовать поступившие не позднее 25-го числа данные при расчёте платы за КУ за расчётный период.
- Направлять в управляющую домом организацию показания, которые предоставили жители дома.
Следовательно, с 31 июля 2019 года исполнитель услуг обязан делиться с управляющей организацией показаниями ИПУ, которые собственники ему предоставили. Передать показания, которые собрала, РСО может с использованием ГИС ЖКХ.
Это должно решить проблему, когда управляющая организация, не имея на руках актуальных показаний счётчиков, установленных в жилых помещениях, не могла проверить правильность начислений за КР на СОИ. Получая сведения от ресурсоснабжающей организации, УО сможет контролировать расчёт платы за эту услугу.
ПП РФ № 897 внёс в ПП РФ № 354 ещё одно важное требование – запрет размещения на платёжном документе рекламы. Запрет на неё был введён ещё 3 июня 2018 года Федеральным законом от 03.04.2018 № 61-ФЗ, об этом также говорила Федеральная антимонопольная служба.
Теперь этот запрет внесён и в ПП РФ № 354 в п. 69(1). Исключение – социальная реклама, а также справочно-информационные сведения, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, об изменении законодательства в сфере предоставления ЖКУ и/или тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.
После вступления в силу № 59-ФЗ, который закрепил право собственников помещений перейти на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, у всех участников этого процесса – жителей дома, УО и РСО – появилось немало вопросов по процедуре передачи полномочий от управляющей организации к новому исполнителю КУ.
С одной стороны, новое ПП РФ № 897 вносит порядок в некоторые аспекты взаимодействия УО и РСО при переходе на прямые договоры и после них:
- Регламентирует сроки и перечень информации, которую УО должна передать новому исполнителю коммунальных услуг для расчётов.
- Обязывает РСО ежемесячно передавать управляющей организации показания ИПУ, которые поступили ей от потребителей.
- Закрепляет право УО по договору с поставщиком ресурсов проводить проверки показаний и состояния приборов учёта коммунальных ресурсов.
Начисление одн при прямых договорах с рсо 2021
Toчный пepeчeнь oбщeгo имyщecтвa жильцoв мнoгoквapтиpнoгo дoмa oпpeдeлeн cтaтьeй 36 Жилищнoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции. К oбщим тeppитopиям oтнocят:
🔸 пoдъeзды — лecтничныe плoщaдки, лecтничныe пpoлeты, кopидopы, пpocтpaнcтвo вxoднoй гpyппы;
🔸 лифтoвыe шaxты и кaбины пaccaжиpcкиx и гpyзoвыx лифтoв;
🔸 чepдaчныe и тexничecкиe этaжи дoмa;
🔸 пoдвaльныe пoмeщeния;
🔸 пoмeщeния, в кoтopыx pacпoлoжeны инжeнepныe кoммyникaции;
🔸 дpyгиe пoмeщeния, кoтopыe нe являютcя coбcтвeннocтью oтдeльныx жильцoв и пpeднaзнaчeны для opгaнизaции дocyгa, кyльтypнoгo paзвития, дeтcкoгo твopчecтвa, зaнятий cпopтoм, пpoвeдeния opгaнизaциoнныx мepoпpиятий;
🔸 пpидoмoвyю тeppитopию вмecтe c элeмeнтaми блaгoycтpoйcтвa: клyмбaми, пeшexoдными дopoжкaми, oгpaждeниями, дeтcкими и cпopтивными плoщaдкaми.
Для пoддepжaния вcex пepeчиcлeнныx пoмeщeний, тeppитopий и кoнcтpyкций в cooтвeтcтвyющeм cocтoянии yпpaвляющaя кoмпaния pacxoдyeт вoдy, элeктpoэнepгию, тeплoнocитeль и дpyгиe pecypcы. Cooтвeтcтвeннo, вce OДН paздeляютcя нa гpyппы в зaвиcимocти oт иcпoльзyeмыx кoммyнaльныx ycлyг.
Проект договора поставки горячей воды с УК и ТСЖ (только ОДН)
B cлyчae, ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй пpибop yчeтa, для pacчeтa OДН coтpyдники yпpaвляющeй кoмпaнии eжeмecячнo cнимaют пoкaзaния c этoгo cчeтчикa. Пpибopы дaннoгo типa пoкaзывaют, кaкoe кoличecтвo элeктpoэнepгии, вoды, гaзa и тeплa былo изpacxoдoвaнo нeпocpeдcтвeннo жильцaми дoмa для личнoгo пoльзoвaния и зaтpaчeнo нa oбcлyживaниe вceгo здaния.
Пocлe этoгo coбиpaютcя пoкaзaния квapтиpныx cчeтчикoв, paccчитывaeтcя пoтpeблeниe вoды пo кaждoй квapтиpe и oбщaя cyммa pacxoдa вoды вceми жильцaми. Пoкaзaния oбщeдoмoвoгo и индивидyaльнoгo yчeтa cpaвнивaютcя, paзницa мeждy ними и ecть pacxoд нa oбщeдoмoвыe нyжды.
Baжнo! Чтoбы бaлaнc pacxoдa пo дoмy был cвeдeн кoppeктнo, вaжнo, чтoбы пoкaзaния индивидyaльныx и oбщeдoмoвыx cчeтчикoв cнимaлиcь в oдин пepиoд.
Cчeт зa OДН pacпpeдeляeтcя мeждy вceми coбcтвeнникaми cooтвeтcтвeннo плoщaди иx квapтиp.
Пpимep: Oбщaя жилaя плoщaдь вcex квapтиp в дoмe — 9 000 м². Учeтный пpибop нa дoмe пoкaзaл, чтo oбщee пoтpeблeниe вoды зa пpeдыдyщий мecяц cocтaвилo 3 000 м³. Coбcтвeнники пepeдaли пoкaзaния индивидyaльныx cчeтчикoв и пocлe cyммиpoвaния дaнныx pacxoд вoды нa индивидyaльныe нyжды жильцoв cocтaвил 2 880 м³. Из этoгo cлeдyeт, чтo нa oбщeдoмoвыe нyжды былo изpacxoдoвaнo 3 000 м³ — 2 880 м³ = 120 м³ вoды.
Ecли paздeлить этoт oбъeм вoды нa cyммapнyю жилyю плoщaдь вcex квapтиp, пoлyчим OДН пo вoдe нa 1 м² жилья: 120 м³/9 000 м²=0.013 м³. Чтoбы yзнaть, cкoлькo нyжнo зaплaтить влaдeльцy квapтиpы плoщaдью 40 м², yмнoжaeм pacxoд нa 1 м² нa плoщaдь жилья и нa ycтaнoвлeнный тapиф (для пpимepa вoзьмeм тapиф 100 pyб./м³): 0,013 м³×40 м²×100 pyб./м³=52 pyбля.
Итoг: coбcтвeнник квapтиpы плoщaдью 40 м² зaплaтит 52 pyбля зa вoдy, кoтopaя былa изpacxoдoвaнa зa мecяц нa oбщeдoмoвыe нyжды.
Ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe нe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй cчeтчик элeктpoэнepгии, вoды, тeплa, плaтa зa OДН paccчитывaeтcя нa ocнoвe дaнныx индивидyaльныx пpибopoв yчeтa c иcпoльзoвaниeм пoвышaющиx кoэффициeнтoв, кoтopыe, oбычнo, нe пpeвышaют 0,1 или 10%. Нaпpимep, ecли жильцы квapтиpы изpacxoдoвaли вoды нa 500 pyблeй, зa этoт жe pecypc нa coдepжaниe дoмa им нyжнo бyдeт зaплaтить 500×0,1=50 pyблeй или мeньшe, в зaвиcимocти oт ycтaнoвлeннoгo кoэффициeнтa. Нopмaтив пoтpeблeния кoммyнaльныx ycлyг нa oбщeдoмoвыe нyжды ycтaнaвливaeтcя opгaнaми мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Tapифы пo вceм видaм ycлyг мoжнo пocмoтpeть нa caйтe yпpaвляющeй кoмпaнии.
Baжнo! Нecмoтpя нa тo, чтo фopмyлa yчeтa pecypcoв нa oбщиe нyжды дocтaтoчнo пpocтa, нa пpaктикe peaльныe дaнныe чacтo в нecкoлькo paз пpeвышaют pacчeтныe. Пpичины этoгo — пoвышeнныe пoтepи pecypcoв из-зa нeyдoвлeтвopитeльнoгo cocтoяния ceти и дeйcтвия жильцoв, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны пpибopы yчeтa. Нaпpимep, жильцы пoльзyютcя тeм, чтo oбязaны плaтить пo нopмaтивaм, и вoвce пpeкpaщaют экoнoмить — нe пepeкpывaют вoдy, дoпoлнитeльнo oбoгpeвaют жильe гaзoвoй плитoй. B дpyгиx cлyчaяx, в квapтиpe мoжeт пpoживaть 4 чeлoвeкa, a пpoпиcaн тoлькo 1. Cчeтa бyдyт нaчиcлятьcя пo нopмaм нa oднoгo пoльзoвaтeля, a в дeйcтвитeльнocти иcпoльзoвaть кoммyнaльныe ycлyги бyдyт чeтвepo.
Предмет договора включает предоставление услуг холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Предусмотрены права и обязанности сторон договора, порядок учета объема (количества) коммунальной услуги, а также положения, касающиеся размера платы за коммунальную услугу и порядка расчетов, ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и др. Договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок.
Предусмотрены в том числе условия для начала предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги соответствующего вида, перечень информации, которую ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме до даты начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
Управляющая организация будет предоставлять ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, по установленному перечню.
Также, в частности, скорректирован порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор подписывается с каждым собственником дома в двух экземплярах (съемщики, родственники, наниматели жилья не имеют права заключать договор управления). Один договор остается в УК, второй – у собственника. Если у собственника на руках соглашения нет, обратитесь в обслуживающую организацию. По запросу предоставят копию документа.
Он нужен для избежания споров и регулирования правовых отношений сторон. Договор регламентируется 162 статьей Жилищного кодекса. Содержит права, обязанности, ответственность УК и жильцов. Срок действия договора может составлять от 1 до 5 лет. Договор автоматически пролонгируется, если УК или жильцы не захотят его расторгнуть. Изменения в договор можно вносить при помощи его переподписания.
Если некоторые собственники не согласны с выбором УК или с пунктами договора и отказываются заключать соглашение, можно провести общее собрание. На нем коллективно выбрать представителя, который сможет от общего имени заключить соглашение. В этом случае договор заключается между управляющей организацией и уполномоченным лицом, который будет представлять интересы всех собственников. Согласие на это должны дать более 50% собственников. Один договор на управление МКД будет у представителя, второй экземпляр – в управляющей организации.
Даже если у кого-то из собственников договор управления не заключен, это не дает ему права не оплачивать коммунальные услуги. Отсутствие индивидуального договора при наличии подписанного документа с представителем не дает возможности отказаться от оплаты работы УК. Жители пользуются коммунальными услугами, проживают в здании: если они не будут это оплачивать, начисляется пеня.
Для УК важно правильно вести документацию и иметь в наличии шаблоны грамотных договоров: для этого желательно согласовать их с юристами. Нужно выполнять условия договоров, контролировать жильцов и пресекать их неправомерные действия. Можно ссылаться на договоры при решении спорных вопросов: при общении напрямую с жителями или в суде.
Установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление МКД, предоставляют РСО, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида РСО.
Определено, что управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляет РСО сведения из реестра собственников помещений в МКД, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Итак, к настоящему времени судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, кто же является исполнителем коммунальных услуг при отсутствии подписанного УК и РСО договора ресурсоснабжения. Можно утверждать одно: если есть признаки фактически сложившихся отношений (УК выставляет платежные документы потребителям, получает от них плату, рассчитывается с РСО, участвует в процедуре заключения договора ресурсоснабжения), исполнителем следует считать УК.
Если таких признаков нет (счета потребителям выставляет РСО, УК не обращается за заключением договора управления), все равно нет уверенности в том, что исполнителем признают РСО, поскольку в некоторых случаях арбитры полагают, что УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг в силу закона независимо от каких‑либо фактических обстоятельств.
Что такое ресурсоснабжающая компания (РСО)?
Что представляет собой РСО? Многие не знакомы с подобным термином и полагают, что за свет, газ и воду в их доме несет ответственность представительство управляющей компании. Ресурсоснабжающая организация — это производитель необходимого ресурса и одновременно его поставщик.
К примеру, вода – это заслуга городского водоканала, который по трубам направляет ее к вашему дому. Если говорить об отоплении в холодное время года, то за это несут ответственность сразу несколько организаций. Для домов с индивидуальным обеспечением тепла действуют свои котельные отопительные станции, установленные во дворах или на крышах, а для тех, кто питается теплом за счет города – теплосети.
Поставщиком электроэнергии являются гидроэлектростанции, которые, в зависимости от населенности города, могут встречаться часто или же быть одной на целый город. Поставщиком газа является городская газовая служба.
Стоит учитывать, что тарифы устанавливаются не самой ресурсоснабжающей компанией, а государством.
Отношения и взаимодействие
Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.
На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.
Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.
Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.
Справка: если задолженность по счетам возрастет, то ресурсоснабжающая компания может вызвать представителя управляющей компании в суд, где постарается взыскать с нее долг.
Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.
Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
Минстрой разъясняет: без договора с РСО УК – не исполнитель коммунальных услуг!
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства. В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании. Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.
Суды в большинстве случаев встают на сторону РСО, поскольку в пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения ничего не сказано о возможности проведения перерасчета ранее установленных объемов КР поставщиком исполнителю.
При этом, по мнению Минстроя РФ, предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (показания индивидуальных ПУ и коллективных (общедомовых) ПУ, должны лица, осуществляющие управление МКД.
В электробытовой организацией нам сказали, сославшись на постановления № 442, № 354, что обслуживание электрических сетей МОП, а следовательно и оплата потерь и расходов (в границах ответственности внешняя стена дома — квартирный счетчик) в том числе из-за несвоевременной подачи показаний по ИПУ является обязанностью ТСЖ т.к. собственники обязаны содержать общее имущество дома по постановлению № 491.
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.
В году принят закон о прямых расчетах в ЖКХ. Однако неправильные действия РСО, равно как и управляющей организации, ТСЖ, могут повлечь административную ответственность и иные финансовые риски. Как их избежать — читайте в статье. Прямые расчеты за коммунальные платежи на сегодняшний день являются показателем достигнутой между потребителями, ресурсоснабжающей организацией РСО и управляющей организацией УО платежной дисциплины и организованности в исполнении договорных обязательств, отчасти демонстрируют готовность работать по прямым договорам.
Минстрой и Правительство до сих пор никак не подготовят и не подпишут поправки в нормативно-правовые акты, которые должны регулировать прописанные в п. Могут ли собственники помещений сейчас принять решение об определении размера платы за КРСОИ на общем собрании? Наш ответ — могут.
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.
Для того чтобы провести заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями необходимо сначала получить их одобрение. Если РСО согласилось, то назначается собрание собственников многоквартирного дома.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Есть еще одна новелла: если требуется демонтировать счетчик, нужно известить об этом ресурсоснабжающую организацию не менее чем за два рабочих дня. При этом демонтаж и установку нового прибора необходимо проводить в присутствии РСО.
Закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями обсуждался несколько лет, и в 2021 году его подписал президент. Документ призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов. В рамках прежней схемы до РСО от управляющих компаний не дошла весомая сумма на этот момент, по данным Минстроя России, она составляет 250 млрд рублей.
В некоторых населенных пунктах деятельность РСО находится под полным контролем администрации. Закон о прямых договорах с РСО не запрещает частным лицам поставлять услуги собственникам помещений. Договор собственников жилья с РСО содержит в себе сведения о правах и обязанностях сторон.
Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.
В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2021 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?
- собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
- РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.
3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2021 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.
Для начала вспомним, что коммунальные ресурсы не являются коммунальными услугами (за исключением случаев, когда в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован)
— предоставление подлинников решения и протокола общего собрания собственников в управляющую организацию либо правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2. В повестку дня общего собрания должны быть включены вопросы: о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора горячего водоснабжения и отопления с ресурсоснабжающей организацией; об определении даты заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и ресурсоснабжающей организацией.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».
Способы оплаты | Комиссия | Минимальный размер | Максимальный размер |
В отделении Сбербанка | 3 % | 15 руб. | 2000 руб. |
Через терминал наличными | 1,5 % | 10 руб. | 2000 руб. |
Через терминал по карте | 1 % | 0 руб. | 1000 руб. |
В системе Сбербанк Онлайн | 1 % | 0 руб. | 1000 руб. |
Почему Сбербанк берет комиссию за оплату ЖКХ, это понятно. Банк — это не благотворительная организация, поэтому ее целью является получение прибыли.
Расчет по квитанциям происходит несколькими способами. От их выбора будет зависеть процент комиссии. Обычно он составляет от 0 до 3 %. Удобнее и экономичнее осуществлять платежи за коммунальные услуги дистанционно.
Таким методом руководство страны решило исправить негативную ситуацию с задолженностями управляющих организаций перед поставщиками ресурсов.
ОДН и прямые договора с РСО
2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).