ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное страхование — один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, при обеспечении граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторнокурортное лечение).

Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Средствами государственного социального страхования РФ управляет Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), который является специализированным финансовокредитным учреждением при Правительстве РФ. ФСС РФ действует в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом.

Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации.

Председатель Фонда социального страхования РФ и его заместители назначаются Правительством РФ.

Фонд социального страхования РФ:

  • выполняет концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;
  • обеспечивает выплату гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполняет государственные социальные обязательств по поручению Правительства РФ (финансирование программы родовых сертификатов, обеспечение получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и др.).

Фонд социального страхования РФ — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью.

Источниками доходов Фонда являются:

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;
  • доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ;
  • прочие поступления.

Наряду с указанными доходами в бюджет ФСС РФ зачисляются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за налоговые периоды до 2011 г. в соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются в соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.

Средства Фонда должны расходоваться строго по целевому назначению. Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами.

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования РФ в 2010 и 2012 гг. и основные характеристики бюджета Фонда на 2015 г. и на плановый период 2016–2017 гг. приведены в табл. 10.3 и 10.4.

Таблица 10.3

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования РФ
Показатель 2010 г. 2012 г.
млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу
Поступление 463,8 100,0 630,8 100,0
В том числе:
страховые взносы, налоги 317,0 68,3 426,2 67,6
из федерального бюджета 109,1 23,5 180,7 28,6
Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,5 3,8 17,6 2,8
Расходование 491,2 100,0 531,2 100,0
В том числе:
на финансирование мероприятий по социальному страхованию 392,4 79,9 410,7 77,3
финансирование выплат пособий сверх норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета 15,9 3,2 17,6 3,3
финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 42,7 8,7 51,0 9,6
оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 16,9 3,4 18,2 3,4
финансирование исполнительной дирекции Фонда 14,8 3,0 22,3 4,2

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Финансово-правовой режим ПФР

Определение 2

Пенсионный фонд РФ был создан для контроля за пенсионным обеспечением населения. ПФР относится к финансово-кредитным учреждениям. Данный статус позволяет ПФР выполнять некоторую часть банковских операций, закрепленных в законодательных актах РФ о банках и банковской деятельности.

Основные задачи Пенсионного фонда по обеспечению социальной помощи населению:

  • выплата пенсий;
  • оказание материальной помощи для ухода за детьми в возрасте от 1,5 лет;
  • оказание материальной помощи гражданам с ограниченными возможностями и лицам преклонного возраста.

Для реализации данных целей ПФР осуществляет:

  • сбор страховых взносов;
  • финансирование расходов, находящихся в компетенции фонда;
  • осуществление процедур, преследующих цель взыскать с физических и юридических лиц, виновных в нанесении вреда здоровью, которые повлекли за собой инвалидность, профессиональное заболевание или потерю кормильца, сумм для выплат пенсий по данным статьям;
  • капитализацию приходящих финансовых средств;
  • привлечение безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц;
  • контроль за рациональным и законным расходованием располагаемых денежных средств;
  • финансированием программ, обеспечивающих социальную помощь безработным и пожилым гражданам.

Сумма денежных средств, находящихся под управлением ПФР, формируется из следующих источников:

  • налоговые выплаты, которые Федеральное казначейство распределяет между органами бюджетной системы, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60%;
  • страховые взносы в пользу пенсионного страхования, уплачиваемые работодателями, индивидуальными предпринимателями и трудоустроенными физическими лицами;
  • пени и штрафы по обязательным вносам на пенсионное страхование;
  • доходы от банковской деятельности Пенсионного фонда;
  • денежные средства, изъятые у лиц, виновных в нанесении ущерба;
  • добровольные взносы;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предназначенные для Пенсионного фонда;
  • добровольные взносы от негосударственных пенсионных фондов;
  • прочие источники.

Главными статьями расходов ПФР являются:

  • выплата государственных пенсий (в том числе гражданам, временно выезжающим в другое государство) предусмотренных российским законодательством, а также международными договорами;
  • выплата пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет;
  • предоставление материальной помощи пожилым и безработным гражданам;
  • расходы на деятельность самого Пенсионного фонда.

Основные функции Пенсионного Фонда России

  • Выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию (страховые и накопительные).Страховая часть пенсии выплачивается по старости (при достижении 55-ти лет для женщин и 60-ти лет — для мужчин), по инвалидности, когда человека признают инвалидом и присуждают ему определенную группу. Также к страховой пенсии относится выплата по потере кормильца. Она выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего.
  • Начисление и выплата социальных пособий. Например, к ним относятся ветеранские выплаты, материнский капитал, социальная доплата к пенсии, если она ниже прожиточного минимума и т.д.
  • Учет граждан РФ, которые являются участниками обязательного пенсионного страхования, выдача СНИЛС через отделения и офисы ПФР по всей России. Это систематизация, хранение и обработка данных о застрахованных лицах, об обязательных взносах, которые уплачиваются их работодателями и т.д. На каждого заводится специальный лицевой счет, где отображается вся информация. На сайте Госуслуг любой владелец СНИЛС может проверить свой лицевой счет и посмотреть сведения об уплате страховых взносов работодателями.
  • Выдача сертификатов на материнский капитал. Именно Пенсионный Фонд России выдает родителям сертификаты на материнский капитал при предоставлении определенного пакета документов и заполнении заявления в офисе. ПФР же занимается выплатой материнского капитала через Казначейство.
  • Грамотное инвестирование средств пенсионной системы для получения дохода. Обычно ПФР инвестирует средства через управляющие компании в государственные ценные бумаги, облигации и т.п. ПФР нельзя вкладывать средства в высокорискованные операции, он ограничен в своих возможностях по инвестированию.
Читайте также:  Договор социального найма: как получить квартиру от государства

Структура и задачи ПФР

Пенсионный фонд и его средства находятся в государственной собственности России Федерация. Наличные фонд не входит в бюджеты других фондов и не могут быть изъяты.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ включают в себя: [3]

  • — Сбор Цель и накопление взносов, а также финансирование расходов в соответствии с целью в Пенсионный фонд РФ;
  • — Организация работы по сбору работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, размер пенсий государственных нетрудоспособности из-за производственного травматизма, профессиональных заболеваний или выжившего;
  • — Капитализация фондов РФ пенсионных, и участвовать в добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • — Контроль с налоговыми органами для своевременного и полного поступления в страховых Пенсионный РФ премий, а также правильного и рационального расходования его средств;
  • — Межгосударственный и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ, участие в разработке и реализации в соответствии с законом межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсий и пособий.

В приложения 1 [4] и 2 [5] предложена общая и детальная схама организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы страны, а также предложить ряд особенностей :

  • — Фонд планируется власти и управления, и имеет строгую направленность;
  • — Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • — Сформированный в основном за счет обязательных взносов юридических и физических лиц;
  • — Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие из их зарплаты, есть налог природа, тарифы и сборы, установленные государством необходимы;
  • — Отношения, связанные с исчислением, оплаты и сбора взносов в фонд, большинство общих правил и положений Налогового кодекса;
  • — Финансовые ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не включены в бюджет, а также другие средства и не могут быть изъяты в любых целях, прямо не предусмотренных законом;
  • — Расходы из фонда, по распоряжению правительства или специально уполномоченным органом (Правления Фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительный директорат. Дирекция подчиненные офисы в республиках Российской Федерации, в отделе национальной — государственных и административно-территориальных единиц.

В области (городов, районов) имеют право Фондом. Офисы обеспечить организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование учреждений социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроля за расходованием.

Кроме Пенсионных Пенсии РФ занимается Министерство труда и социального развития (назначает и перераспределяет пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

Бюджет и смета расходов ПФ РФ (в том числе фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении изготовлены Советом. Бюджет утверждается законодательным органом.

Закон о бюджете утверждается общего дохода Пенсионного фонда РФ, в том числе источников, общей суммы расходов — для направлений.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, но эта независимость имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой независимости государственных, совместных, кооперативных, частных компаний и организаций. Как уже упоминалось выше, РФ Пенсионный организует мобилизации и использования фонда в размерах и в целях регулируемых государством. Государство также определяет уровень страховых премий, решение об изменении структуры и уровня денежных социальных пособий.

В настоящее время в России используется так называемый накопительную пенсионную систему [6].

С помощью этой системы, взносы аккумулируются в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя не потраченных на выплаты сегодняшним пенсионерам и накопленных, инвестированных и получение доходов, пока плательщик не на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход от этих сбережений являются его личной собственностью, которые обеспечивают выплату пенсий.

Пожилой мужчина в этой системе не зависят от государства или от молодого поколения. В этом случае пенсия не может быть выравнивания в то же время экономика огромные ресурсы для долгосрочных инвестиций.

В некоторых случаях, управление пенсионных денег лежит на государстве, но часто эту ответственность и принять предприятие частное. Система может существовать даже конкурирующих частных пенсионных фондов.

Основные принципы, на которых все большее число стран идет от распределительной системы к накопительной, следуя [ 7] :

  • а) для накопительной пенсионной системы, есть прямая связь между тем, сколько люди зарабатывают, и так, что будет его пенсия. Деньги на пенсионных счетах — собственность граждан, а не государства, поэтому в надежности финансируемых увеличивается пенсионной системы;
  • б) демографическая ситуация в мире сегодня такова, что одинокие пожилые постепенно падает все меньше и меньше рабочих.
  • в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, особенно в качестве основного фактора, определяющего низкий уровень пенсий в Российской Федерации — состояние экономики и производительности.

Пенсионный фонд России контролирует персонифицированный учет. С 2018 года в ПФР необходимо сдавать три вида отчетности. Их предоставляют ежеквартально. После окончания налогового периода дается 30 дней, чтобы предоставить данные.

  • Форма СЗВ-М содержит данные о работниках субъекта. Форма предоставляется предпринимателями, имеющими в штате наемных работников. По каждому работнику ведется персонифицированный учет, отчет предоставляется ежемесячно до 15 числа.
  • СЗВ-Стаж содержит данные о работнике и его страховом стаже. Данные фиксируются для дальнейшего расчета пенсии работника. Отчет в ПФР предоставляется 1 раз в год в течение первых двух месяцев календарного года. Если в течение года от работника было принято заявление о выходе на пенсию, то необходимо передать СЗВ-Стаж в государственный фонд в течение 3 дней.
  • ОДВ-1 ежегодная форма передается в пенсионный фонд вместе с отчетом СЗВ-Стаж. При выходе работника на пенсию правила по предоставлению этого отчета такие же, как у СЗВ-Стаж.
  • СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР – корректирующие ведомости.

При отсутствии наемных работников предприниматель не должен предоставлять отчетность в ПФР. Если граждане работают у ИП на временных работах, то сведения о них передаются в пенсионный фонд в установленном порядке.

Обязанностью предпринимателя является предоставлять сведения при изменении своих персональных данных.

Пенсионный Фонд РФ – это независимая государственная кредитно-финансовая организация, которая отвечает за сбор и накопление страховых взносов от работающего населения, для выплаты госпенсий и прочих социальных видов помощи населению страны. Формирование бюджета ПФ осуществляется за счет страховых отчислений от:

  • Официально трудоустроенного населения.
  • Частных предпринимателей.

Дотаций из общего бюджета страны на выплаты для государственных пенсий, а также различных целевых социальных пособий.

Денежные средства, которые возмещает ПФ Фонд занятости населения для выплат неработающим гражданам в виде досрочных пенсионных начислений.

Добровольные взносы от различных юридических, а также физических лиц, к примеру, от официально не трудоустроенных граждан, для пенсионных накоплений.

На сегодня структура ПФ состоит из 8 Управлений по Федеральным округам, а еще 81 Отделения ПФ по субъектам государства. Помимо этого, в регионах страны действуют более 2500 территориальных отделений при Пенсионном фонде. Пенсионный фонд – это не просто финансовое учреждение. Данная организация выполняет целый ряд важных для общества функций, а именно:

  • Ведение учета страховых отчислений, которые поступают в категории обязательного пенсионного страхования.
  • Назначение гражданам пенсионных выплат: назначаются по старости, в случае утраты кормильца, а также при получении инвалидности. Выплаты за счет государственного обеспечения предоставляются военным и их семействам и так далее.
  • Назначение различным категориям населения специальной социальной помощи, к примеру, в связи с инвалидностью, ветеранам и так далее.
  • Выдача гражданам специальных сертификатов для получения материнского капитала.
  • Поименный учет для всех участников по системе обязательного страхования.
  • Сотрудничество с работодателями, как лицами по внесению страховых взносов за своих сотрудников.
  • Выполнение Государственной Программы по совместному финансированию пенсий для населения.
  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей фирмы, а также приватными управляющими организациями.
Читайте также:  Заявление о распределении вычета

На сегодня государственной управляющей компанией при Пенсионном фонде является «Внешэкономбанк.»

Многие меры поддержки в России — адресные. Это значит, что они полагаются конкретным гражданам, которые подходят под определенные условия. Одной из основных задач «Социального казначейства» является повышение эффективности адресных выплат и пособий. Причем произойти это должно на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

В результате те, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства, станут получать больше выплат, ведь можно будет проанализировать доходы всех членов семьи и понять реальную картину. Возможно, через какое-то время власти даже смогут определить оптимальную сумму пособий для конкретного человека.

Сейчас сумма выплат семьям с детьми одинакова для всех получателей, относящихся к одной и той же категории. При помощи «Социального казначейства» можно было бы изменять величину пособий в зависимости от факторов, которые влияют на благосостояние семьи: собственная квартира или съемная, наличие кредитов, дорогостоящего автомобиля и так далее.

По поручению Президента Правительство подготовило Общенациональный план действий, цель которого — восстановить занятость россиян и повысить их доходы, а также улучшить экономические показатели. Всего в плане около 500 различных мероприятий, его окончательный вариант будет определен во второй половине июня.

Общенациональный план рассчитан на 2020–2021 годы. В нем предусмотрено три этапа восстановления экономики:

  1. Стабилизация ситуации — на этом этапе государство будет предпринимать меры, которые не допустят дальнейшего падения доходов россиян.
  2. Окончание процесса восстановления экономики — борьба с безработицей, более быстрый рост доходов людей.
  3. Устойчивый рост экономики — меры, принимаемые на этом этапе, нацелены на сокращение уровня бедности, увеличение числа предприятий среднего и малого бизнеса.

По предварительным данным, реализация плана потребует около 5 трлн рублей.

Раздел сайта пфр.гов.ру для граждан – участников системы пенсионного страхования объединил наибольшее число дистанционных сервисов. Они позволяют получить практически любую информацию о начислении, получении пенсий, социальных и других выплат, контролировать состояние лицевого счета, подавать заявления, обращения и жалобы, получать выписки, другие документы.

Набор сервисов на официальном сайте Пенсионного фонда России для самозанятых включает:

  • доступ в личный кабинет, объединяющий возможности сервисов для участников программы пенсионного страхования и страхователей;
  • общую информацию о предложениях и программах для самозанятых граждан;
  • формирование отчетных и других документов для ПФ РФ, отправку их онлайн в территориальные подразделения Фона, получение результатов обработки.

Существует два принципа финансирования ОПС – распределительный и накопительный.

Распределительный принцип (или принцип солидарности поколений) – это те взносы, которые производятся из заработной платы трудоспособного населения и идут на выплаты пенсионных пособий нынешним нетрудоспособным категориям граждан. В данном случае нет индивидуального учета поступивших взносов.

Накопительный принцип – все средства, которые были получены от нынешних трудоспособных граждан, не расходуются на выплаты пенсий нетрудоспособному населению, а копятся и преумножаются за счет инвестиций, ожидая наступления страхового случая.

Все расходы, которые понес Пенсионный Фонд РФ, в результате выполнения возложенных на него функций, осуществляются за счет средств федерального бюджета и участвуют в общем расчете расходов ПФ за финансовый год.

Расходование средств идет на:

  • выплату страхового обеспечения по ОПС;
  • доставку пенсий;
  • материально-техническую поддержку деятельности страховщика;
  • оплату взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • другие цели, которые не противоречат пенсионному законодательству РФ.

Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

  • эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщая обязательность социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;
  • государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);
  • ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

При этом, в некоторых случаях добавляются специфические принципы функционирования внебюджетных фондов.

Например, при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к вышеперечисленным принципам добавляются такие как:

  • экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обязательность регистрации в качестве страхователей всех работодателей (юридических и физических лиц), нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • дифференцированность величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

При обязательном медицинском страховании добавляются такие принципы как:

  • обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
  • обязательность страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию т.е. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, участвующей в программе обязательного медицинского страхования.

Подытоживая вышеизложенное можно считать, что основной функцией финансирование страхового обеспечения, которое для каждого вида социального страхования имеет свои специфические особенности.

Подытоживая выше изложенное можно сделать нижеследующие выводы.

  • основная функция внебюджетных фондов обязательного социального страхования – финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через обязательное социальное страхование;
  • внебюджетные фонды обязательного социального страхования обеспечивают выполнение расходных обязательств Российской федерации через финансирование страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
  • основные принципы функционирования внебюджетных фондов обязательного социального страхованию заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения.

В чем суть реформы внебюджетных фондов

С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.

Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:

  1. Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.

  2. Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.

  3. Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.

После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.

Что изменится для бизнеса:

  1. Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.

  2. Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.

  3. Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.

  4. Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.

Где находятся взносы на накопительную часть

С помощью накопительной пенсии российские власти пытались решить проблему низкого уровня жизни пенсионеров. По изначальной задумке, на обычные (тогда еще трудовые) пенсии шла только часть страховых взносов, а почти такая же часть направлялась на пенсионные накопления. В отличие от взносов на страховой части пенсии (которые – лишь условные цифры), накопления – вполне реальные деньги. И, грамотно ими распоряжаясь, будущий пенсионер мог формировать свою пенсию еще и за счет дохода от инвестирования.

Но хорошо это было лишь в теории – отчисляя с зарплат работающих россиян по 6% от зарплаты в накопления, государство оказалось в тупиковой ситуации, ведь на выплату обычных пенсий тем, кто уже на нее вышел, денег не хватало. Поэтому с 2014 года накопительная пенсия не формируется – а те 6% учитываются по индивидуальному личному счету (фактически пересчитываются в пенсионные баллы).

Из каких средств формируется фонд

Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.

Данный принцип имеет определенные изъяны, к примеру, стремительное увеличение числа граждан пенсионного возраста относительно количества работающих, однако действенной альтернативы ему пока что нет.

Итак, основным источников средств, за счет которых формируется фонд, являются страховые взносы. В соответствии с законом их платят работодатели за своих сотрудников.

Какой-либо единой, фиксированной суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрено, поскольку она зависит непосредственно от уровня заработной платы работников составляя 22% от нее.

Перечисленные средства конвертируются в ИПК, параметр которого влияет на возможность получения страховой пенсии в будущем, а также на ее размер.

Важно! Индивидуальные предприниматели, хоть и являются физическими лицами, однако обязаны перечислять взносы сами за себя за своих сотрудников (при наличии) в самостоятельном порядке.

За неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов для организаций-работодателей предусмотрены штрафные санкции.

Что делает пенсионный фонд?

Чем занимается пенсионный фонд и какие основные задачи выполняет:

  • Вместе с налоговой, данная организация обеспечивает целевые взносы и аккумулирует страховые взносы;
  • Финансируют расходы;
  • ПФ обязан капитализировать собственные средства, а так же привлекать инвесторов;
  • Данная организация ведет индивидуальный учет граждан, заключивших договор на пенсионное страхования, оптимально организовывая весь этот процесс;
  • ПФ осуществляет меры, направленные на взыскание с простых людей и юридических лиц финансов для того, чтобы обеспечить социальные выплаты инвалидам, получившим производственные травмы;
  • Вместе с налоговой контролирует поступление страховых взносов, на предмет полного их размера, от работодателей, а так же контролируют целесообразность их расходования и прочее.

Что изменится в кадровом делопроизводстве

Работодатели будут включать в сведения о трудовой деятельности работника информацию о заключении и расторжении гражданско-правовых договоров (п. 3 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).

Также меняются правила приема на работу иностранцев. С 2023 года полис ДМС при трудоустройстве кадровик может требовать только от временно пребывающего высококвалифицированного специалиста (п. 7 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).

Соответственно иностранных работников без статуса ВКС уже нельзя будет отстранить от работы, а через месяц уволить, если у них истек срок действия договора добровольного медицинского страхования. Эти сотрудники будут входить в систему ОМС.

Функции «Социального казначейства»

Многие меры поддержки в России — адресные. Это значит, что они полагаются конкретным гражданам, которые подходят под определенные условия. Одной из основных задач «Социального казначейства» является повышение эффективности адресных выплат и пособий. Причем произойти это должно на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

В результате те, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства, станут получать больше выплат, ведь можно будет проанализировать доходы всех членов семьи и понять реальную картину. Возможно, через какое-то время власти даже смогут определить оптимальную сумму пособий для конкретного человека.

Сейчас сумма выплат семьям с детьми одинакова для всех получателей, относящихся к одной и той же категории. При помощи «Социального казначейства» можно было бы изменять величину пособий в зависимости от факторов, которые влияют на благосостояние семьи: собственная квартира или съемная, наличие кредитов, дорогостоящего автомобиля и так далее.

В структуру Отделения ПФР по Республике Карелия входят:

  • отдел организации персонифицированного учета и процесса инвестирования
  • отдел организации взаимодействия со страхователями,
  • отдел социальных выплат,
  • отдел по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей,
  • отдел организации, назначения и перерасчета пенсий,
  • отдел по защите информации,
  • группа по обеспечению работы государственных информационных систем
  • группа по госзакупкам,
  • группа капитального строительства
  • а также кадровая, экономическая, информационная, юридическая, административно-хозяйственная службы.
  1. Подробную информацию о финансовой системе ОПС можно найти в федеральном законе №167 «0б обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., а именно в его 4 главе.
  2. На данный момент при финансировании ОПС применяется сочетание распределительного и накопительного принципов.
  3. Формирование бюджета ОПС, в большинстве своем, происходит за счет страховых взносов, средств, полученных в результате инвестирования, а также средств федерального бюджета и сумм от различных штрафных санкций.
  4. Для сохранения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования ПФР создает резерв, из которого происходит выплата денежных средств правопреемникам пенсионеров, оплата доставки пенсионных выплат, а также восполнение средств на индивидуальных счетах граждан.

Персонифицированный учет

Индивидуальный (персонифицирован­ный) учет – это организация и ведение учета све­дений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР — стать застрахованным лицом. При регистрации гражданину присваивается страховой номер (СНИЛС) и открывается индивидуальный лицевой счет. На этом счете в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, о выплатах и вознаграждениях, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии, на основе которых рассчитывается количество заработанных пенсионных баллов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, и по договору ГПХ, сведения о его стаже и страховых взносах на ОПС представляются работодателями в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения.

Правовая основа и принципы организации перс. учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно закону, индивидуальные сведения представляются по формам и в порядке, утвержденным ПФ РФ.

С 2016 года индивидуальные сведения представляются в составе формы СЗВ-М. В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103П «Об утверждении формы “Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)” и порядка заполнения формы указанных сведений» (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2021 № 63505) работодатели обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на каждое застрахованное лицо, с которым в отчетном периоде (месяце) хотя бы один день действовал трудовой договор или договор ГПХ (вознаграждения по которым подлежат обложению страховыми взносами). Форма представляет собой список из четырех реквизитов: порядковый номер, ФИО, СНИЛС, ИНН. На бумаге можно сдать сведения только не более, чем на 24 человека. Если в СЗВ-М попало больше людей, следует сдавать форму в электронном виде с электронной подписью. Сроки сдачи для этой формы — не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Помимо ежемесячной СЗВ-М работодатели представляют в ПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ. До 01.03.2022 все работодатели должны будут отчитаться по форме за 2021 год. Также отправить в ПФР форму СЗВ-СТАЖ нужно в течение трех дней после получения от сотрудника заявления о назначении пенсии (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

При увольнении любого сотрудника необходимо выдать ему на руки копию сведений СЗВ-СТАЖ (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

С 2020 года страхователи-работодатели дополнительно сдают форму СЗВ-ТД (Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п). В отличие от другой персонифицированной отчетности, она привязана не к отчетным датам, а к кадровым событиям:

Срок сдачи зависит от кадрового события, в связи с которым подается форма. При приеме и увольнении — на следующий рабочий день после издания приказа или другого документа. В других случаях — не позднее 15-го числа следующего месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *