Штраф за разговор по телефону за рулем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за разговор по телефону за рулем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во многих регионах данная тестовая функция уже действует. После испытания системы водители стали получать «письма счастья» за разговор по мобильнику во время движения на дороге. Первыми оказались москвичи, позже присоединились другие регионы.

Штрафуют ли с камер за мобильный телефон во время езды?

Да, в большинстве регионов.

Тестовые камеры на сотовый телефон за рулём появились в Москве еще в 2020 году. После того как систему успешно обкатали, столичным автовладельцам начали приходить штрафы с камер за разговоры по мобильному во время езды. Позже к этой системе подключились и другие регионы нашей страны – в частности, Республика Татарстан.

Как это работает? Нейросеть фиксирует подозрительный предмет возле уха водителя и делает не менее десяти высококачественных фотографий. Далее снимки направляются на дополнительную проверку к сотруднику ЦАФАП, а позднее в ГИБДД. И если на фото чётко видно, что водитель держит смартфон возле уха, то в Госавтоинспекции выносят постановление по ст. 12.36.1 КоАП и высылают «письмо счастья» в адрес владельца машины.

Но не исключены и ложные срабатывания. Например, бывает, что выписывают штрафы за то, что водитель просто почесал за ухом или приложил к голове не телефон, а иной предмет (ту же шоколадку или блокнот). Такие незаконные постановления, конечно, нужно обжаловать.

Почему нельзя говорить по телефону

Водители автомобильного средства во время движения должны концентрировать внимание на дороге и безопасности пассажиров.

На данный момент предусмотрены специальные камеры, которые позволяют выявить нарушителей и предусмотреть для них соответствующее наказание в виде штрафа.

Наказание за использование мобильной техники предусмотрено для водителей ради их же безопасности. Разговоры за рулём приводят к авариям, иногда со смертельным исходом.

Разговоры во время движения запрещены из следующих изображений:

  • Снижается внимание. Во время разговоров водитель отвлекается от дороги и не может контролировать ситуацию. Работа мозга направлена на звонок, а не на сохранение безопасности пассажиров.
  • Замедление реакции. В 2022 году при вождении за рулём запрещается разговаривать по телефону потому, что во время движения замедляется реакция. На контроль ситуации даётся 3 секунды, за которые водитель может не справиться с управлением.
  • Невозможность управлять транспортным средством. В силу того, что водитель отвлекается на телефон, его руки заняты и не могут сосредоточиться на управлении машиной. Руль остаётся без внимания, и автомобиль управляется самостоятельно, водитель не успевает среагировать на изменение маршрута. Возникают аварии с другими автомобилями и выезды за пределы дороги, в кювет.
  • Увеличение смертности. Нарушение закона о запрете разговоров за рулём приводит к большему числу пострадавших. Водитель не заботится не только о своей безопасности, но и за других пассажиров. Подобная практика в Японии позволила снизить смертность на 20 %.

Как оспорить штраф с камеры

Плохое качество фотографии может быть причиной для сомнений в «цепочке». Если номерной знак не был прочитан на фотографии или сотрудники ГИБДД неправильно его интерпретировали, гражданин не должен нести ответственность за чужое правонарушение.

Читайте также:  Льготы РЖД для пенсионеров в 2023 году

Также можно оспорить штраф, если автомобилем в это время управлял не владелец, или если водитель вообще не ездил по указанному адресу в указанное время и может это подтвердить. Если дорожная полиция не согласна с позицией водителя, вам придется обратиться в суд.

«Необходимо подготовить иск, отразить в нем суть вашей апелляции, ваше несогласие со штрафом, — советует адвокат Екатерина Антонова. — Также необходимо указать основания для разногласий, которые подтверждают невиновность автовладельца, дать ссылки на нормы закона. Иск подается в районный суд по месту жительства владельца автомобиля».

Если штраф был выписан незаконно, его, конечно, следует оспорить в ГИБДД или в суде. Но если правонарушение устранено и водитель действительно разговаривал по телефону и был замечен полицейским или камерой, спорить не стоит.

Скорее, следует рассмотреть, оправдан ли риск. В конце концов, штраф — это наименьшее из неудобств, к которым может привести использование телефона за рулем. Ценой второй ошибки может стать чья-то жизнь — пешехода или самого водителя. Поэтому использование режима громкой связи или беспроводной гарнитуры не так уж неудобно, когда на кону жизнь и здоровье человека.

В пробке и на красный свет

Сегодня современные водители привыкли использовать средства мобильной связи при любых обстоятельствах. Даже находясь за рулем, они не упускают возможности пообщаться с помощью мобильника. При этом многие из них приходят в искреннее недоумение при получении штрафов за использование смартфона в пробках или на светофоре.

Большинство из них полагают, что запреты пункта 2.7 ПДД касаются только случаев, когда машина находится в движении.

По словам начальника Главного управления ГИБДД Михаил Черникова, попавшее в затор или стоящее на красный свет транспортное средство считается участником дорожного движения. Поэтому его водителю использовать мобильник нельзя.

Т.е. если человек за рулем при остановке внутри заторов, пробки, на светофоре берет в руки устройство мобильной связи и начинает говорить по нему, то инспектор ДПС имеет полное право выписать административный протокол.

Как правильно использовать мобильный за рулем?

Телефон и по закону, и по уму за рулем транспортного средства недопустимо использовать классическим образом – поднося трубку к уху. Это не только отвлекает внимание водителя, но и «связывает» его руки, замедляя процесс манипулирования с рулем и рычагом коробки переключения передач.

На 2020 год, по закону допустим разговор по телефону при управлении автомобилем, если на трубке включен режим «громкая связь», или мобильник оборудован любой разновидностью системы «Hands free» (свободные руки).

Важно знать!

Под «Hands free» обычно понимают либо партативный наушник, связанный со смартфоном через Bluetooth, либо стандартные проводные наушники с микрофоном, идущие в комплекте к телефону.

Наиболее оптимальным с точки зрения безопасности является разговор по телефону в остановившемся автомобиле.

Спорные ситуации по ПДД и способы избежать наказания в таких случаях

Этот вид правонарушений не отличается особой достоверностью. При их возникновении всплывают много спорных ситуаций, когда представитель закона говорит, что вы нарушили, а на самом деле вы просто чесали ухо.

В случае вашей правоты, никогда не спешите подписывать протокол и соглашаться с тем, что в нем написано. Для начала продемонстрируйте сотруднику историю последних разговоров. Если это не обоснует вашу правоту, то можно взять распечатку разговоров у оператора связи и предоставить ее в качестве бесспорного доказательства.

Потребуйте у инспектора видеозапись на которой виден факт нарушения вами требований законодательства.

Если дело дошло до суда, который вынес решение не в вашу пользу, вы можете обжаловать его в десятидневный срок. Таким образом появится еще один шанс доказать свою правоту.

Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД, узнаете в этом материале, а об оспаривании штрафов при регистрации с камер видеофиксации прочитайте тут.

Читайте также:  Какую банковскую карту МИР лучше выбрать для Пенсионеров

Пользование мобильным за рулём в ПДД

Мониторинг количества ДТП, а также их причин совершения показал, что невнимательность водителей занимает первое место среди них. Внимание могут отвлечь самые различные факторы. Это и опьянение, и стресс, и побочные действия лекарств, и усталость, и т.д. Поэтому при разработке ПДД, специалисты максимально постарались охватить самые распространенные действия, которые могут повлечь негативные последствия на дороге.
Итак, пункт 2.7 статьи 2 ПДД закрепляет все действия, которые запрещены за рулем. Список норм табу достаточно велик. В нем выделено также использование повседневного гаджета – мобильного телефона.

Здесь снова сделана оговорка о технических приспособлениях, при наличии которых можно управлять авто и вести беседу.

Современная электронная инженерия достигла высоких результатов в этой области. Разработаны и проводные и беспроводные устройства. Однако по поводу их коэффициента полезного действия ведутся большие дебаты.

С одной стороны, они освобождают руки при разговоре по телефону, но с другой стороны проблема отвлечения водителя не решена. Психологи утверждают, что гарнитуры hands free создают ложное впечатление спокойствия и уверенности. Использование беспроводных устройств напрямую влияет на качество езды.

И тут возникает вопрос: что лучше использовать обычный телефон и притормозить или использовать беспроводной гарнитур и ездить на полной скорости?

Ответ один: не разговаривать за рулем! Или остановиться и спокойно провести неотложный разговор.

Почему опасно разговаривать по телефону за рулём

Сами по себе даже самые приятные разговоры по телефону отвлекают человека — и совсем не важно, переходит ли он в этот момент дорогу или ведёт машину. То есть водитель, одной рукой держась за руль, другой придерживая телефон, не может быть уверен в том, что вовремя заметит опасность на дороге и среагирует на неё правильно.

В России не ведётся статистика ДТП из-за отвлекающих факторов для водителей на дорогах. Но если взять статистические данные, например, США, то можно узнать, что там в 2011 году в дорожных авариях погибли 3331 человек, при этом почти десятая часть из них получила травмы именно из-за того, что разговаривали в момент аварии по мобильному устройству связи.

Среди всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления транспортным средством, выделяются именно мобильные устройства связи. Американские учёные пришли к выводу: пользование мобильником за рулём повышает риск ДТП в 4 раза, а написание сообщения — в 6 раз.

Как сотрудники ГИБДД могут доказать использование телефона за рулём

Автолюбители должны знать, что наложить штраф на водителя по статье 12.36.1 КоАП бывает довольно трудно: ведь инспектор ГИБДД должен доказать факт применения телефона во время езды! А в роли доказательств могут выступать только фотографии нарушителя в момент разговора по телефону или видеозапись, которая подтверждает, что водитель за рулём использовал мобильное устройство без гарнитуры.

Таким образом, доказательствами нарушения по статье 12.36.1 КоАП могут выступать:

  • протокол об административном правонарушении;
  • рапорты сотрудников ГИБДД;
  • показания сотрудников ГИБДД;
  • пояснения водителя;
  • показания свидетелей;
  • записи камер и видеорегистраторов.

Впервые ответственность за разговор по телефону в России была введена летом 2007 года, причем тогда штраф составлял 300 рублей.

Запрет на использование мобильного телефона за рулем машины с 2007 года отражен в кодексе об административных правонарушениях (КоАП), статья 12.36.1 и непосредственно в правилах дорожного движения пункт 2.7.

В законах, касающихся автомобилистов по состоянию на 2021 год есть только два упоминания «телефона».

Если ваш конкретный случай выходит за рамки двух этих определений, есть реальный шанс уйти от штрафа, объяснив ситуацию сотруднику ГИБДД, попросить зачитать норму закона.

Статья 12.36.1 КоАП РФ

«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

ПДД РФ пункт 2.7

«Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

За рулем россиянами все чаще применяются планшеты, умные часы, электронные браслеты и другие гаджеты, выпавшие из правового поля. За использование этих устройств штраф ГИБДД отсутствует.

Скидка 50% на штраф за разговор по телефону за рулем действует!

Штраф по статье 12.36.1 КоАП РФ составляет 1 500 рублей (со скидкой пятьдесят процентов в первые 20 дней штраф равен 750 рублям).

Закон время от времени хотят осовременить, дополнить пунктами про другие электронные устройства и программы, но в настоящий момент изменения не приняты.

Введение запрета на использование мобильного телефона во время вождения – международная практика.

В Великобритании, к примеру, наказание составляет 60 фунтов стерлингов и начисление штрафных 3 баллов для обычных водителей (12 баллов – лишение прав) и £2500 – для водителей грузовиков, автобусов и фургонов.

В Германии штраф равен 40 евро, немного меньше в странах восточной Европы, в Италии и Норвегии – €160, в Дании и Испании – €200 и больше всего – 230 евро в Нидерландах.

В каких случаях пользоваться телефоном разрешено

Применение устройства для мобильной связи во время вождения автотранспортного средства перемещает внимание человека, управляющего машиной, с дороги на собеседника и снижает возможность манипуляций руками (поворот рулевого колеса, переключение передач на коробке, нажатие ручного тормоза).

Но существуют случаи, когда штраф за телефон не назначается. Во-первых, разговор за рулем стоящего автомобиля (если он не создает помех другому движущемуся транспорту). Во-вторых, использование кнопки громкой связи на мобильном устройстве. В-третьих, подключение аппарата из категории «hands free».

Чаще всего в последнюю группу входят приборы, связанные с мобильным устройством посредством Bluetooth. Также это могут быть наушники, подключенные к телефону с помощью провода. Любой из этих вариантов позволяет вести разговоры по приборам связи, освобождая руки.

Ведение диалога по устройству для мобильной связи во время управления автомобилем опасно. Это снижает возможность свободных манипуляций руками, уменьшает степень сосредоточенности на происходящем на дороге и негативно отражается на способности водителя быстро ориентироваться в случае возникновения экстренной ситуации. Сумма штрафа за разговор по телефону за рулем немаленькая. Поэтому необходимо использовать наушники для беседы, а лучше всего – остановиться, поговорить, а затем продолжить путь.

Действует ли скидка на оплату штрафа?

С 2016 года при погашении штрафов ГИБДД гражданин может воспользоваться правом на получение скидки в 50%. Данное условие призвано стимулировать водителей, нарушивших правила дорожного движения, уплатить причитающийся размер в течение утвержденного законом периода. Однако для получения рассматриваемой возможности в 2023 году необходимо обеспечить выполнение двух правил:

  1. Первое заключается в соблюдении сроков – на льготное погашение выделяется 20 дней с момента вынесения постановления о наказании.
  2. Вторым уточняется, что не каждое правонарушение попадает под действие предусмотренной скидки.

Рассчитывать на оплату лишь половины суммы в 2023 году не стоит в следующих случаях:

  • при выявлении факта повторного управления автомобилем, не прошедшим процедуру регистрации в нормативном порядке;
  • при повторном превышении скорости более, чем на 40 км/ч выше планки;
  • при повторном проезде на запрещающий сигнал светофора;
  • при повторном выезде на встречную полосу;
  • при случаях нарушения ПДД, ставших причиной возникновения ущерба здоровью легкой и средней тяжести;
  • при отказе от прохождения от медицинского освидетельствования;
  • при пьянке за рулем или при передаче управления лицу в нетрезвом виде.

То есть если водитель был пойман в состоянии алкогольного опьянения, назначенный штраф за пьянку за рулем он обязан выплатить в полном размере – никакой скидки в данном случае не предусмотрено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *